Старший в семье святых. Житие свт. Василия Великого глазами нашего современника

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Василий Великий

Не всегда дается чтение жития. Но иногда чудо встречи случается. Тогда видишь, что твои представления о жизни и человеке опять изменились. Не перевернулись с ног на голову - скорее расширились и стали точнее. Как будто в хорошо знакомом доме нашел еще одну дверь.
В житии святителя Василия Великого открытий хватит на несколько непохожих друг на друга людей. Кажется, что он прожил несколько судеб. Вся его жизнь на виду: он всегда был окружен очень образованными людьми, со всеми состоял в переписке, несколько гениальных современников оставили о нем воспоминания. Но все-таки дело не только в большом количестве свидетелей.

Разные места и служения, на которые Василий Великий по воле Божией попадал, выявляли в нем самые разные таланты. Он и аскет, и оратор, и церковный лидер, и благотворитель, и богослов. Слова его проповеди, по рассказу прп. Ефрема Сирина, имели вид огня. А люди вокруг него собирались, скреплялись в одном деле, как хороший хор. И за каждым из определений, даваемых свт. Василию, годы жизни и многочисленные дела.

Как один все это может связать в себе и вынести? Подсказку, кажется, дают письма самого свт. Василия. Его современники пишут весьма затейливо, а он отвечает остроумно и просто. Это письма легкого и открытого человека. И так, наверное, он и совершал свои великие труды - легкою рукою. Послушно отзывался на Божий призыв. И в жизнь вокруг себя вносил особую гармонию отзывчивости. Любовь. Точнее слова, кажется, нет. Вид города Невшехир в Каппадокии. Его древнее название - Нисса

"Иди, сын твой жив"
Когда знаменитого мудреца древности Солона спросили о том, как воспитать добродетельного человека, он ответил: "Родить его в добродетельном государстве". Ответ хороший, только вот с подходящим государством часто возникают проблемы...

Провинцию Каппадокия, в которой появился на свет будущий святитель Василий Великий, как и всю Византийскую империю в IV веке, лихорадило. Константин Великий умер. Созданное им православное государство возмущали еретики. "Молодое вино христианства еще бродило в старых мехах язычества", - пишет английский историк Ф. Фаррар. О вере рассуждали цари, солдаты, монахи. Любая торговка на рынке уверенно бралась истолковать самые трудные места Св. Писания. Споры богословов напоминали сражения в темноте, потому что противники не понимали друг друга. Власть то и дело оглядывалась на забытых было идолов, и злодейства творились с большим размахом. Так, по словам Фаррара, префект Модест, начальник императорской гвардии, однажды приказал сжечь корабль с восьмьюдесятью епископами...

Но история показывает, что крепкая семья может воспитать ребенка и в слабом, и даже во враждебном добру государстве. Правда, семья должна быть особенная. А будущий святитель Василий родился в особенной семье.

Добрая жизнь была как будто гербом их рода. Веру и мужество предки Василия почитали так, как другие благородные фамилии почитают знатность или богатство. Дед Василия по матери стал мучеником при Диоклетиане. Дед и бабка с отцовской стороны во время гонений семь лет прожили в лесах на севере Каппадокии и среди лишений только укрепили свою веру. Уже в более благоприятные времена бабка Макрина добровольно вернулась к пустынножительству в безлюдный понтийский лес, где летом сменяли друг друга ветры и ливни, а зимой - снегопады. Начиная с нее, три поколения рода дали трех святых женщин, а одно поколение еще и трех святых епископов - Василия и его братьев Григория и Петра.

Всего в семье, столь счастливой в рождении епископов, было десять детей, и свое громкое прозвание - Великий - Василий получил еще в детстве как старший среди братьев.

Мать Эмеллия (что значит "мелодичная") с молодости отличалась красотой и благочестием. Вся жизнь ее прошла в заботах о младенцах, которые рождались один за другим. Казалось бы, старшие дети в конкуренции с грудничками лишены материнского внимания и должны были бы привыкнуть жить без ее опеки. Но когда она умерла, Василий (будучи почти сорока лет) пишет в письме: "...По грехам моим я лишился единственного оставшегося мне утешения в жизни - моей матери. Не смейся надо мною за то, что в мои лета я оплакиваю мое сиротство, но взгляни снисходительно на то, что я не могу терпеливо выносить разлуки с такою душою..."

Богатый знатный отец славился собственной школой красноречия и успел дать детям хорошее первоначальное образование. Говорить и писать он учил по творениям Гомера, Геродота и других классиков, выбирая в них то, что возвышает дух и не оскорбляет чистоты. Светскую науку родители укрепляли молитвой. Слово отца, профессионального ритора, было не только искусным, но и сердечным. Оценить его молитвенный дар можно по одному случаю. Василий в детстве опасно болел. Однажды после молитвы о его здоровье отец увидел во сне Иисуса Христа. Господь сказал: "Иди, сын твой жив" - после чего ребенок выздоровел.

Но главная забота о воспитании Василия по обычаю времени лежала на его бабке. Он жил в ее доме сначала до семи лет, а потом - после смерти отца - с 14 до 17. Влияла на отрока и старшая сестра - тоже, как и бабка, Макрина. После внезапной смерти жениха она дала обет целомудрия, отличалась глубокой верой и очень хорошо знала Св. Писание (Василий Великий признавал, что так и не смог с ней в этом знании сравняться). Не раз, когда успехи начинали кружить брату голову, Макрина помогала ему советами и поддерживала своим примером (она в конце концов увлекла в монашество и мать. Эмеллия говаривала: "Всех детей я отогнала от себя, а Макрину не смогла").

Соль пустыни
Было решено, что таланты Василия требуют продолжения образования, и он переезжает сначала в Кесарию, столицу Каппадокии, потом в Константинополь и, наконец, в Афины. Учение дается ему легко, а главное, юноша не развращается в соблазнах столицы. Даже наоборот, постепенно приобретает вкус к простой жизни. Большинство учеников, и среди них будущий император-отступник Юлиан, искали власти, которую могут дать знания. Василий искал истину. Он хотел знать, как устроен мир на самом деле. В этом стремлении он сходится с другим необыкновенным "однокашником" Григорием (прозванным позднее Богословом) и обретает в нем друга на всю жизнь. Григорий поселился в Афинах раньше и на правах старожила защищал Василия от студенческих вольностей по отношению к новичку. "Не надо, - говорил он приятелям, - Василий старший мужчина в семье, он всегда серьезный и не любит таких шуток".

Грамматика, астрономия, медицина (ее Василий начал изучать с ухода за больными), физика... Во всех науках он достигает такого понимания, какого редко добивается и тот, кто специализируется на чем-то одном. Прилежание его равно его даровитости. Но... На главные вопросы знаменитые афинские мудрецы не в силах дать ответов. Философские системы и дворцы мировых столиц юноша в одном из писем сравнивает с детскими песочными замками, непрочными, как все гордое, земное. Риторы предрекают ему славу ритора, философы - философа. А Василий после учебы отправляется в Египет, к монахам-пустынникам, которые больше молчат.

В то время в пустыню вслед за Антонием Великим уходили самые смелые подвижники - Пахомий, Макарий Египетский, Макарий Александрийский. В Александрии было богатейшее собрание богословских книг. Там Василий учится у иноков постническим подвигам. "Я удивлялся, - пишет св.Василий, - их умеренности в пище, их выносливости в трудах, я изумлялся их глубокому молитвенному настроению, изумлялся тому, как они успешно борются со сном, как помышления их всегда возвышенны и свободны, несмотря на голод и жажду, на холод и скудную одежду... Живя, как будто их тело не принадлежит им, они на деле показали, что значит жить в этом мире мыслью об ином мире и иметь свое отечество на небесах... Я молился, чтобы и я, насколько позволят мои силы, мог бы сделаться подражателем этих людей".

Он еще не крещен. По обычаям времени, крестились в том возрасте, в каком Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. Но он уже христианин - в чине оглашенного - и какой христианин! Григорий Богослов пишет, что Василий уже до крещения был иереем для верующих. И все-таки только после испытания пустыней Василий решает, что готов принять благодать Святого Духа.

Но сначала, рассказывает свт. Димитрий Ростовский, он возвращается в Афины, чтобы найти своих учителей-язычников и подробным свидетельством о христианском учении отплатить за то добро, которое они ему дали. Он говорит о Христе. О Воскресении. О милосердии, о любви к Богу и ближним.

"- Твоим рассказам радуется сердце, - отзывается один из мудрейших наставников, Еввул. - Но скажи, какого ближнего любить мне? Жена моя умерла, дети разъехались по миру. Ученики и соседи - большей частью люди богатые, в жалости они не нуждаются, любви не заслуживают.

- Все заслуживают любви, как заслуживают солнечный свет или право на раскаяние. И как раз злого нужно в первую очередь вводить под кров добрых дел, потому что он острее других испытывает их нехватку..."

К удивлению коллег и учеников, Еввул объявляет, что тоже хочет быть христианином. Он раздает свое имущество бедным и вместе с Василием отправляется в Палестину. В Иерусалиме оба принимают крещение в водах Иордана. Когда священник подводил к таинству Василия, над ними вспыхнула молния, и вылетевший из нее голубь окунулся в воду и исчез в небе.

Год они живут в Иерусалиме. Потом странствуют по монастырским поселениям Сирии, Палестины, Месопотамии. Чудесное знамение опережает их в Кесарии. Один из архиереев получает во сне откровение о том, что в город входит его будущий архиепископ. Странников торжественно встречают, всех удивляет глубина их веры. Со временем строгая жизнь Василия еще больше укрепляет уважение к нему. Василия рукополагают во пресвитеры, и он становится наставником иноков. св. Василий Великий

Все свое время Василий отдает пастырским трудам, прежде всего - проповеди. Часто он проповедует по два раза в день. В это время и были записаны те знаменитые беседы, которые дошли до нашего времени. Разъясняя первые стихи Писания (беседы на Шестоднев), он старался показать своим слушателям, большей частью ремесленникам - кузнецам, ткачам, плотникам, что Божии глаголы первых шести дней действуют и доныне. Именно потому вода стекается в моря, земля производит растения, солнце и луна совершают свои круги. Он делится самыми подробными знаниями из прикладных наук и житейского опыта, связанными в пламенную картину Божиего Творения. Он показывает, как можно извлекать уроки красоты и доброго нрава, наблюдая небо и землю, движение светил и повадки животных.

"Не потрудишься ли сам о себе, человек? Еще в настоящем веке не заготовишь ли нужного к успокоению в будущем, взирая на пример муравья? Он летом собирает себе пищу на зиму и не проводит время в праздности потому, что еще не наступили зимние скорби, а напротив того, с каким-то неумолимым тщанием напрягает себя к работе..." (Из бесед на Шестоднев.)

Дошли до нас беседы и другого рода, где Василий Великий разбирает то, что называют общественными нравами, обличает взвешенно и сострадательно - иногда прямо перед ним стоящих - ростовщиков, пьяниц, завистников (на каждую из страстей есть по отдельной острой беседе):

"Ныне раб негодует на то, что он несвободен; воспитанный на свободе - что ...не из знатных по роду... Знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник, что не царствует; царь... что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр... Но мы, отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть..."

Молодой священник завоевывает любовь паствы. С ним советуются охотней, чем с неопытным местным епископом, избранным на кафедру сразу из оглашенных. Епископ начинает завидовать. Чтобы не вводить в соблазн ближнего и не раскалывать Церковь, Василий решает опять оставить столицу.

В безлюдной местности при подошве горы, покрытой лесом и омываемой рекой Ирис, он вместе с родным братом и несколькими друзьями строит простое жилье. У хибары не было ни целой крыши, ни дверей, ни очага. Местность можно представить по записи Григория Богослова, который тоже присоединился к старому другу: "Что не завалено камнями, то изрыто оврагами, а где нет оврагов, там все заросло тернием, и над тернием утес, и на утесе стремнистая и ненадежная тропинка, которая ум спутника приучает к собранности и упражняет в осторожности..." Приходилось непрерывно собирать дрова, носить воду. Почва требовала удобрения, и друзья возили на себе огромную телегу с навозом. В основном пищу составляли вода, хлеб, соль, коренья. Хлеб напоминал куски извести - как по виду, так и по вкусу.

Эти работы и суровые пиры весело описал в своих посланиях Григорий Богослов: "Не могу не упомянуть об этих садах, лишенных травы и овощей, и о том, как мы тащили тяжести, подобные горам, на руках и на шеях, на которых до сих пор видны следы этих трудов..."

Годы на берегу Ириса каждый из них считал самыми радостными в своей жизни. Дневной труд сопровождался молитвою и пением гимнов, "которыми приправляется наша работа, как солью" (слова из письма). Спал Василий на голой земле, тайно носил власяницу. Крайностей - полного уединения и чересчур строгого поста - избегали. По опыту других Василий знал, что отшельник рискует впасть в самообольщение. В общинных трудах и в заботе о беспомощных легче бороться с гордыней и учиться любви к ближнему. Друзья-иноки принимали странников и помогали беднякам в округе. К ним начали стекаться измученные голодом и притеснениями люди, похожие общины появляются и в других местах Каппадокии.

На берегах Ириса друзья готовились провести все свои дни. Но христианский мир терзали ереси Ария и Савеллия, достойных пастырей не хватало. "Брань приняла много видов и разделилась на много частей... во всех поселилась непримиримая ненависть... Сдвинуты с места все определения Отцов, поколеблены все основы и твердыни догматов... Всякий богослов, хоть и тысяча пятен лежат у него на душе", - так описывает свое время св. Василий. Ученых друзей умоляют о помощи священники, родственники, друзья: их опыт и красноречие требовались всем православным.

Пастырь добрый
Василий возвращается в Кесарию. Старый архиепископ искренне просит у него прощения и поддержки, а со временем и передает ему свою кафедру. Под началом вчерашнего пустынника оказываются 50 епископов в 11 провинциях. Завистникам, далеким от веры, кажется, что сорокалетний епископ слишком молод для такой ответственности. Но Василий - тот раб Божий, кому Господь доверил сразу десяток талантов (по молитвам и трудам предков - не иначе). Он всегда первый и, значит, должен быть слугой всем. Он сильно истощил себя испытаниями, но зато и воля его закалена в суровом аскетическом искусе.

Он опять произносит проповеди. Обличает нечестивых правителей, убеждает благочестивых христиан в необходимости более смелого исповедания веры, примиряет враждующих. Знатное происхождение давало Василию связи с высокопоставленными лицами. Знание обычаев разных народов и риторики выработало его дипломатический такт. Опыт пустынных молитв и философская искушенность помогли в изъяснении учения о Троице, в борьбе с еретиками. Твердость молодого архиепископа становится осью, вокруг которой внутри дробящейся империи все же растет кристалл православного государства. Дома, вырубленые в туфовых скалах в районе деревни Гюремы. Где-то здесь, возможно, была Василиада

Святитель открывает училища, больницы и дома для неимущих в таком количестве, что они образуют отдельное поселение (Василиаду). Здесь питались почти все бедные дети Кесарии. Существовало и специальное отделение для прокаженных, которых, навещая, епископ обнимал и называл братьями. О Василиаде говорили: "Здесь учится любомудрию болезнь, ублажается несчастие, испытывается сострадательность".

В один год Каппадокия сильно потерпела от града и паводков. "Приморские страны без труда переносят подобные недостатки, потому что иным сами снабжают, а другое получают с моря. У нас же, жителей твердой земли, и избытки бесполезны, и недостатки невознаградимы, потому что некуда сбыть того, что у нас есть, и неоткуда привезти, чего нет. Всего же несноснее в подобных обстоятельствах бесчувственность и ненасытность имеющих у себя избытки. Они пользуются временем, извлекают прибыток из скудости..." - пишет Григорий Богослов. Цены на хлеб поднялись до невозможного, и среди бедняков начался голод. Василий продал имение, только что перешедшее к нему после смерти матери, и употребил деньги на закупку солонины, хлеба, овощей и на устройство в постоянном месте котлов, в которых готовилась еда для нуждающихся.

"В колодцах, через вычерпывание, вода делается лучшею; а если колодцы запущены, то вода в них загнивает,- и застой богатства бесполезен; а движение его и перехождение из рук в руки общеполезно и плодоносно", - пишет он (Беседа о любостяжательности).

Когда на престол всходит новый кесарь - Валент, последователь арианской ереси, ариане с новой силой принимаются возмущать Церковь и теснить тех, кто верует в единосущие Бога Отца и Бога Сына. Многие епископы - кто из страха, кто по невежеству, кто из корысти - переходят на сторону императора. Единственным защитником Православия на Востоке, не потерявшим кафедру, остается святитель Василий. Во всех опасностях и искушениях он сохраняет царственное спокойствие духа. Для устрашения император присылает в Каппадокию начальника гвардии Модеста (того самого, который, возможно, сжег корабль с епископами). Тот вызывает Василия и начинает угрожать ему отнятием имущества, изгнанием, смертью.

- Имущество? У меня нет ничего, кроме ветхой одежды и потрепанных книг, - отвечает епископ. - Изгнание? Но и то место, где я живу сейчас, мне не принадлежит, и в какую бы страну меня ни изгнали, она так же будет моей или, точнее, Божией. Пытки? По своей немощи я умру и от одного удара. А смерть мне не страшна, потому что соединит меня с Богом, которому я служу всю жизнь...

И император со своей гвардией не решается тронуть пастыря, любимого народом.

При защите веры святитель иногда становился дерзновенен и взыскателен, но в общении с друзьями всегда оставался кроток. Архиерейские власть и слава стали для него куда более серьезным испытанием, чем монашеские подвиги. "Приезжай, - пишет он своему знакомому иноку, - чтобы хоть кончиком твоего пальца освежить меня, горящего среди этих искушений. Среди волн одно погибает, другое подымается на их гребне, третье покрывается морской рябью; мои бедствия в таком же положении. Иные прекратились, иные еще продолжаются, иных я ожидаю..." Сотворение небесных светил. Фрагмент мозаичного потолка притвора собора св. ап. Марка в Венеции, середина XIII века

Но все бедствия он преодолел и окреп в них, потому что неукротимо рвался к Богу и готов был вытерпеть все ради Его милости. При разных - порой откровенно жестоких - правительствах, при огромном количестве завистников и открытых врагов Василию Великому своими молитвами, письмами, проповедями удалось собрать воедино различные партии верующих на Востоке, которые до этого путались в догматике и настороженно относились друг к другу, из-за чего Православие казалось разрозненным и слабым. До II Вселенского Собора, где учение св. Василия Великого о Троице было признано всей полнотой Церкви, самому святителю дожить не пришлось. И все же особых Божиих знамений он удостоился еще при жизни.

Паства жаловалась на утомительность церковных служб, и святитель Василий просил Бога помочь ему в составлении нового чина литургии. Он хотел, чтобы само богослужение своим благолепием свидетельствовало об истине. И однажды, когда он, стоя у престола, начал совершать Евхаристию, ему явился Сам Господь с апостолами и сказал: "По просьбе твоей уста твои пусть наполнятся хвалой!.." И святитель стал произносить слова новых молитв.

Еввул с высшими клириками увидели в тот момент свет небесный, заливающий алтарь, и светлых мужей в белых ризах рядом со святым Василием. Все сослужители в алтаре в ужасе пали ниц, проливая слезы и славя Господа.

Остался удивительный рассказ очевидца (Елладия, преемника Василия Великого на епископском престоле) о том, как святитель спас юношу, который подписал договор с дьяволом. Молодой человек из вожделения к целомудренной девушке обратился за помощью к сатане и получил ее в жены. Содеянное раскрылось, падшего привела к святителю рыдающая жена. Василий увидел их искренний страх и раскаяние и на сорок дней запер юношу в комнате внутри церковной ограды, помогая усиленно поститься и молиться. Потом созвал весь причт церковный, множество иноков и мирян и попросил их о помощи. Всю ночь продолжалась общая молитва о милости к отступнику. Утром невидимо явился сам дьявол с распиской несчастного и стал с такой яростью нападать на своего должника, что причинял боль и святому Василию. Пастырь призвал народ воздеть руки к небу и молился такими словами: "Благословен Господь Бог мой! Эти люди до тех пор не опустят рук своих, пока Ты не отберешь у дьявола ту расписку". Долго со слезами вопил народ: "Господи, помилуй!" И вдруг все увидели, как расписка по воздуху пронеслась прямо в руки святителя. Василий разорвал ее на части, а юношу причастил Святых Христовых Тайн...

Невозможно рассказать о всех чудесах, которые Господь совершил по молитве Василия Великого. Святой епископ дружил и хранил духовное единство с величайшими из пустынников. Говорят, когда он рукоположил в диаконы преподобного Ефрема Сирина, тот вдруг стал понимать греческий язык, на котором совершалось Богослужение. Святой обращал в христианство язычников и иудеев. И до самых последних своих дней был любящим духовным отцом для искренне покаявшихся грешников.

Вот еще один случай, рассказанный святителем Димитрием Ростовским. Жила в Кесарии богатая и знатная вдова, которая совершенно поработила себя блудной страсти. Бог все-таки коснулся своею благодатью и ее сердца; женщина стала раскаиваться и оплакивать свои падения. Без пощады к себе вспомнила и записала она все, что сделала от юности и до старости. В конце к списку прибавила какой-то особенно мучивший ее совесть грех.

Придя в церковь, она припала к ногам святого Василия и просила очистить ее своей молитвой.

Всю ночь молился о ней святой, а утром вернул женщине ее записи со словами: "Никто не может прощать грехи, кроме одного Бога". Развернув список, она увидела, что все ее беззакония изглажены, кроме тяжелейшего, записанного последним. С ужасом пала женщина на колени перед святителем и, рыдая, умоляла помочь ей очистить и этот грех. Святитель со слезами жалости отвечал: "Встань, женщина, я сам человек грешный и нуждаюсь в прощении. Тот же, Кто очистил другие твои грехи, может отпустить тебе и этот. Живи оставшуюся жизнь честно и, не отступая, умоляй Господа о помиловании. И вот что я тебе советую: ступай в пустыню, найди там инока Ефрема, попроси и его молитв".

Вдова, проделав огромный путь, нашла преподобного Ефрема Сирина, однако тот ей сказал: "Кто смог отмолить тебе многие твои грехи, в силах отмолить и этот один. Но только поторопись, чтобы застать его в живых..."

Несчастная женщина, которую так торопил прп. Ефрем, пришла в Кесарию в тот момент, когда тело святого Василия несли к погребению. Она бросилась к процессии и в отчаянии стала кричать на святого Василия, как на живого: "Горе мне, святитель Божий! Пусть увидит Бог и рассудит между мной и тобой в том, что ты в силах был помочь мне, а отослал к другому!"

И громко рассказав всем о своем горе, она швырнула свой покаянный свиток поверх тела святого. Один из клириков взял его, чтобы посмотреть, что там такое написано.

- Чего ты раскричалась? - сказал он женщине. - Тут ведь нет ни слова.

 

Андрей КУЛЬБА

http://www.nsad.ru/articles/starshij-v-seme-svyatyh