Старостильный раскол в республике Южная Осетия. Слесарев А. В.
Современное состояние Аланской епархии
По состоянию на середину 2009 г. в Цхинвале действовало три храма , в то время как по всей территории РЮО открыто около шести десятков церквей и часовен. Общее количество православных христиан, ведущих сознательную церковную жизнь, колеблется в пределах шести тысяч человек при общем количестве населения Республики Южная Осетия в семьдесят тысяч человек.
Следует Епископ Аланский Георгий (Пухатэ) (в центре) и президент Южной Осетии Э. Кокойты (слева)отметить, что обязанности архипастырского возглавления региона Южной Осетии формально принадлежат иерарху Грузинской Православной Церкви епископу Никозскому и Цхинвальскому Исайе (Чантурии), а все южноосетинские православные храмы, согласно соглашению между правительством Грузии и ГПЦ, имеют юридическое подчинение Грузинской Патриархии. Означенное обстоятельство значительным образом осложняет взаимоотношения Грузинской Республики с Южной Осетией, поскольку вносит религиозную составляющую в межгосударственное и межэтническое противостояние. Реальные позиции грузинского духовенства в республике крайне слабы, что обусловлено резким неприятием южноосетинским народом всего, что ассоциируется с Грузией и кровавыми событиями начала 1990-х гг.
Между Аланской епархией и правительством Южной Осетии заключено конституционное соглашение (конкордат), которое предусматривает официальную государственную поддержку возрождающейся Православной Церкви, не имеющей подчинения Грузинскому Патриархату. Светская власть в лице действующего президента Эдуарда Джабеевича Кокойты открыто демонстрирует свое позитивное отношение к процессам восстановления традиционной православной духовности вне зависимости от канонического статуса Аланской епархии.
Старостильный раскол в республике Южная Осетия
Новейшая история Грузинской Православной Церкви была омрачена возникновением на ее канонической территории независимой православной епархии Южной Осетии-Алании, входящей в юрисдикцию старостильнического «Синода Противостоящих» Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции. Предпосылки зарождения неканонической Аланской епархии глубоко коренятся в тенденциях политического сепаратизма южноосетинского народа, стремящегося к политической независимости от Грузии и воссоединению с Северо-Осетинской Автономной Республикой в составе Российской Федерации. Объективное изучение истории возникновения старостильнической Аланской епархии представляется абсолютно невозможным без осмысления уникального церковно-исторического пути, пройденного осетинским народом.
Следует отметить, что осетины принадлежат к северо-восточной группе иранских языков и в национально-культурном отношении далеки от соседнего с ними грузинского народа. Процесс формирования осетинского этноса начался в IV-V вв., когда на территорию Северного Кавказа переселились аланы, выделившиеся из племени сарматов около I в. н.э. Смешавшись с местным кавказским населением, аланы сохранили свой язык, культуру и национальные традиции. Окончательное завершение становления осетинского (алано-осского) народа произошло в XVIII ст. История становления аланской государственности и церковной жизни на протяжении многих столетий шла самостоятельным и независимым от Грузии путем. Так, уже на рубеже VI-VII ст. было образовано Аланское государство. Период VI-VII ст. является началом проникновения христианства к осетинам, не имевшего, тем не менее, массового характера. Однако, что весьма немаловажно, проникновение Православной веры к осетинам совершалось не из Грузии, а из Византии . Произошедшее между 921 и 925 гг. крещение осетинской правящей династии привело к провозглашению христианства государственной религией Алании, что повлекло за собой массовое принятие христианства осетинским народом при непосредственном содействии в изантийских миссионеров . Данное обстоятельство способствовало учреждению Константинопольским Патриархатом в начале Х в. Аланской епархии, просуществовавшей в юрисдикции Вселенского Патриархата до конца ХVI ст. Следует отметить, что Аланская епархия простирала свои пределы вдоль Главного Кавказского хребта от Азовского моря до Дагестана. Сразу же после своего учреждения Аланская епархия получила статус митрополии и в списке кафедр Константинопольского Патриархата заняла 61 место, то есть была следующей после Киевской митрополии. Об исторической значимости осетинской епископской кафедры свидетельствует и то обстоятельство, что Аланский архиепископ Пахомий поставил свою подпись под определением Константинопольского собора 1590 г., подтвержавшим патриаршество в России . Епархиальный центр осетин в Х-ХІ ст. размещался в долине реки Большой Зеленчук, на территории современного Карачаево-Черкесского Автономного Округа Российской Федерации. В означенное время Алания переживала период активного проникновения Православия во все сферы общественной жизни, интенсивное храмостроительство и восприятие народным сознанием христианского мироощущения. В ХІ ст. Аланская архиерейская кафедра была перенесена в Малую Азию, что ослабило епископское присутствие среди осетин и во многом способствовало широко распространившимся процессам эклектического смешения народных языческих верований и культовых традиций с христианством, имеющим место и в настоящее время.
Попытки насильственного насаждения ислама среди осетин, предпринимавшиеся монголо-татарами в XIII-XIV вв., приводили к активному народному сопротивлению , выражавшемуся в массовых переселениях в горные районы (в это время осетины переселились на территорию современной Южной Осетии) и открытом вооруженном противостоянии. Распространение ислама среди осетин проходило гораздо позднее, в XVII-XVIII вв., но не носило повсеместного характера. Вплоть до ХХ ст. Православие сохраняло господствующее положение в религиозной жизни осетин.
В XVIII ст. осетинский народ испытывал значительное возрастание внешней военной угрозы со стороны Османской Империи и крымских татар. Данное обстоятельство, послужило побуждающим фактором в стремлении осетин к включению в состав Российской Империи. Присоединение территории современной Северной Осетии к России осуществилось в 1774 г. и было одним из условий Кучук-Кайнарджийского мирного договора . Последствия присоединения оказались самыми благоприятными, что проявилось в значительном улучшении народного благосостояния, распространении просвещения, создании на основе славянской графики литературного осетинского языка, пробуждении научного интереса к осетинской истории, национальной традиции и культуре. Однако совершенно иным оказалось положение южных осетин, которые находились в угнетенном состоянии, обусловленном феодальной зависимостью от грузинских вельмож, что надолго отпечаталось в народной памяти . В XVIII ст. Грузинская Православная Церковь включила южно-осетинский регион в пространство своей канонической территории, что изначально воспринималось южными осетинами крайне негативно, поскольку свое будущее они видели не в грузинском подчинении, а в единстве с единокровной Северной Осетией. Вхождение Южной Осетии в состав Российской Империи произошло одновременно с Грузией в 1801 г. Стремления к церковно-каноническому единству осетинского народа нашли свое воплощение на Владикавказском епархиальном съезде, проходившем в апреле 1917 г. и обсуждавшем перспективы учреждения новой православной епархии, единой для Северной и Южной Осетии. По состоянию на 1917 г. в столице Южной Осетии Цхинвале действовало шесть храмов, которые в последующие годы были закрыты .
После падения коммунистического режима в Южной Осетии наметились тенденции активного религиозного возрождения, при котором, наряду с традиционным язычеством, начало возрождаться Православие. Открытие в 1991 г. первых двух православных южноосетинских приходов в Цхинвале и селе Цунар является плодом личной инициативы и глубокого энтузиазма молодого студента Цхинвальского университета Александра Пухатэ . Однако в вопросе юрисдикционного подчинения данная приходская община изначально была ориентирована на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП), поскольку в 1990-1993 гг. Южная Осетия и Грузия находились в состоянии острого межэтнического противостояния, принимавшего характер взаимных этнических чисток. Причиной разгоревшегося кровавого конфликта было стремление Южно-Осетинской автономии выйти из состава Грузинской ССР, ставшей после 1991 г. независимым государством, но отрицавшей право осетинского народа на политическое самоопределение. Итогом означенных событий стало несогласованное с Грузией провозглашение государственного суверенитета Республики Южная Осетия (РЮО). Данное деяние было расценено правительством Грузии как неконституционное, что лишило самопровозглашенную республику не только возможности стать субъектом международного права, но и перспектив быть добровольно включенной в состав Российской Федерации.
В описываемых условиях политические трансформации предопределили основной вектор развития осетинского Православия. Автокефальная Грузинская Православная Церковь рассматривает пределы своей канонической территории в границах Грузинского государства, включающего в себя республики Абхазию и Южную Осетию. Однако пророссийская настроенность осетинского народа не позволяет им признать приемлемым грузинское церковное возглавление. После того, как в 1992 г. приходская община А. Пухатэ обратилась к священноначалию РПЦ МП с просьбой о принятии в ее церковное общение, последовал отказ на основании недопустимости несогласованного вмешательства одной Поместной Церкви во внутренние дела другой. Официальная же позиция Грузинской Патриархии в южноосетинском церковном вопросе с самого начала его зарождения была бескомпромиссной. В том же году православные Южной Осетии обратились к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с прошением о включении в ее каноническую юрисдикцию. Положительный ответ последовал незамедлительно и южно-осетинская православная община была принята под омофор епископа Тамбовского и Моршанского Лазаря (Журбенко), управляющего приходами РПЦЗ по Югу России . В 1992 г. Александр Пухатэ принял от епископа Лазаря священническое рукоположение. Спустя несколько лет иерей Александр был пострижен в монашество с именем Георгий, а в 2000 г. он стал во главе новообразованного Южно-Осетинского благочиния РПЦЗ. К этому времени число православных среди южных осетин составляло около 6 тысяч человек. Кроме того, для духовного окормления осетинской диаспоры в Москве было открыто Аланское Подворье с храмом Рождества Пресвятой Богородицы во главе со священником Саурмагом Баззатэ.
После произошедшего в 2001 г. разделения РПЦЗ на Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Лавра (Шкурло) <РПЦЗ (Л)> и Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Виталия (Устинова) <РПЦЗ (В)>, Южно-Осетинское благочиние объявило о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви. Данное деяние было вызвано опасениями со стороны южноосетинских православных того, что при перспективе успеха переговоров между РПЦЗ (Л) и РПЦ МП о возобновлении церковного общения, благочиние непризнанной республики будет каноническим образом подчинено Грузинской Патриархии. В начале 2003 г. начались переговоры между игуменом Георгием (Пухатэ) и митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном (Куцумбасом), Председателем «Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, в результате чего было достигнуто соглашение о принятии Южно-Осетинского благочиния в юрисдикцию данной старостильнической группировки. Кроме того, благочиние получило статус епархии, носящей наименование Аланской митрополии. Данное деяние расценивается южными осетинами как возрождение исторической кафедры и восстановление ее изначальной канонической зависимости от Византийской Церкви. Как символ восстановления духовной связи между осетинским народом и греческой иерархией Председателем «Синода Противостоящих» были преподнесены в дар новоучрежденной епархии мощи святых Георгия, Антония Великого, Иосифа Каппадокийского, Макария Великого, Косьмы и Дамиана, Киприана и Иустины, а игумен Георгий был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Аланской епархии. 7/20 ноября 2005 г. архимандрит Георгий (Пухатэ) был рукоположен во епископа Аланского. Предстоятель Аланской епархии занял особое место в иерархии «Синода Противостоящих», поскольку был включен в число постоянных членов Священного Синода, в то время как из одиннадцати архиереев данной юрисдикции только шесть являются постоянными членами, а пять остальных рядовыми епископами.
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии