Старообрядцы вчера и сегодня. Священник Иоанн Миролюбов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Иоанн Миролюбов

В 30 храмах Русской Православной Церкви служат древним чином

В Москве при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове уже несколько лет действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. На вопросы «Крестовского моста» отвечает его руководитель иерей Иоанн Миролюбов.

Кто опоздал, по церкви не ходит

— Отец Иоанн, ваш приход — старообрядный. Что это значит? Чем он отличается от старообрядческих приходов?

— Под старообрядческими принято понимать приходы, не относящиеся к Русской Православной Церкви из-за раскола, происшедшего в XVII веке, и не имеющие с ней молитвенного общения. Это, например, приходы старообрядцев Белокриницкого согласия, духовный центр которых находится в Рогожской слободе. А старообрядными приходами Русской Православной Церкви с недавних пор решено называть приходы, которые до революции были единоверческими.

— В чём специфика богослужения в таких приходах?

— Прежде всего это богослужение древним чином. Это более строгая внутренняя дисциплина. Старообрядцы всегда дорожили единством молитвы. Такое положение, когда человек опаздывает на богослужение и в разгар службы начинает ходить по храму, лобызать иконы и ставить свечи, у нас немыслимо.

— Древний чин так же каноничен, как обычный?

— Именно так. Ничего повреждённого в старых обрядах нет. Напротив, именно у старообрядцев сохранились исконные формы религиозной жизни. Это касается пения, иконописи, архитектуры. При этом старообрядные приходы открыты для всех чад Русской Православной Церкви.

Возрождение древнего чина

— Много ли таких приходов?

— В 1917 году в Российской империи было 600 единоверческих приходов и 20 монастырей. К 1971 году оставалось всего два-три таких прихода. Возрождение единоверия произошло с возрождением всей Церкви. Сейчас в России более 30 старообрядных приходов. Из них три в Москве. Есть и в других странах — на Украине, в Латвии, США. У нас есть приходы, которые образовались из старообрядческих общин, причём как поповцев, так и беспоповцев, а есть такие, где значительную часть составляют выходцы из единоверия.

— Может ли к вам перейти прихожанин обычного православного храма?

— Да, если человеку ближе древний чин службы, знаменное пение. При этом речь идёт, конечно, не о «захожанах», которых всегда достаточно, а о серьёзном выборе. У нас большее внимание уделяется церковной общине, её самоорганизации. Человек не только должен относиться к одному приходу, но и иметь в нём право голоса.

— А может ли он зайти в старообрядческий храм?

— Зайти, думаю, сможет, но только не во время богослужения. Там не разрешат совершать крестное знамение, ставить свечи и прикасаться к иконам.

— Если старообрядец (не единоверец) переходит в нашу Церковь, нужно ли ему перекрещиваться?

— Нет, чтобы присоединить человека, крещённого в старообрядчестве, к Русской Православной Церкви, над ним совершают Таинство Миропомазания.

Как преодолеть разделение

— Как Русская Православная Церковь относится к старообрядцам?

— Как к братьям! Церковь глубоко переживает, что люди находятся в разделении.

— А как можно охарактеризовать отношение старообрядцев к нашей Церкви?

— Старообрядчество неоднородно, в нём есть разные течения. Какая-то часть очень боится потерять свою идентичность и потому остерегается контактов с нами. В ком-то ещё сильна психология раскола. Как в анекдоте: человек оказался на необитаемом острове, построил дом и… два храма! Зачем? «В этом я молюсь, а этот для тех, с кем я не молюсь!» И всё же в последние годы происходит сближение.

— В чём это выражается?

— Мы протягиваем руку нашим братьям, приглашаем их принять участие в наших мероприятиях. Например, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий принимал участие в проходившем недавно Всемирном Русском Народном соборе.

— А ваш центр способствует сближению?

— Да, здесь есть кружки знаменного пения — платные и бесплатные, где готовят певчих, знающих древний чин богослужения. Действует историко-литургический семинар. Ведём мы и издательскую деятельность. Серьёзные монографии, посвящённые истории раскола и древнему церковному пению, можно приобрести у нас в храме.

Беседовал Юрий Стародубов

Сайт Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции

http://krest-most.ru/?c=article&id=417