СТАРЕЦ КЕЛЛИИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ИЕРОМОНАХ ГЕОРГИЙ (СТЕБЛЕВ)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Главной заслугой отца Георгия было его безграничное гостеприимство: он принимал всех паломников, восходящих на вершину и проходящих через его келлию. Он полностью отказался от «разумной» расчетливости и положился на милость Божию. «Молитвы бедных, – писал он, – и странников сильны пред Богом. Эти молитвы, идущие из глубины души, проходят преграду, отделяющую земное от небесного, и восходят на небо.

Иеросхимонах Георгий (Стеблев)

Иеромонах Георгий (в миру Гурий Платонович Стеблев) был уроженцем селения Ленивки Змиевского уезда Харьковской губернии. В 1873 году в возрасте 17 лет он прибыл на Афон и поступил в число братии Пантелеимонова монастыря, где был тогда знаменитый старец иеросхимонах Иероним, который по молодости отправил его на Капсал, на келлию двенадцати апостолов под руководство к одному опытному и доброму старцу.

Отец Георгий настолько сжился с пустынной жизнью, что не пожелал уже возвращаться в монастырь, а переселился на келлию св. Саввы Освященного, которая была недалеко от келлии двенадцати апостолов. В этой келлии он принял монашество и в 1879 году был рукоположен в иеродиакона, а потом, когда переселился на Кераши, на келлию святого великомученика Георгия монастыря Великой Лавры, к старцу Вениамину (Плетневу), был пострижен в великую схиму и 2 сентября 1884 года рукоположен в иеромонаха. После смерти старца Вениамина он сам стал старцем келлии.

Georgievskaya kelliya XX v

Георгиевская келлия на Керашях. Фото начала XX века

По свидетельству современников, отец Георгий был одним из видных подвижников Святой Афонской Горы. В своей келлии поддерживал строгий устав и сам являлся примером истинно подвижнической жизни. По характеристике отца Владимира (Колесникова), отец Георгий «был очень деловой человек и великолепно обустроил келлию и расписал художественной живописью новый храм, вызвав из Москвы художника И. М. Челяпова. Много раз приходилось пользоваться его радушным приемом при путешествии на вершину Афона».

Возведение иконостаса нового храма ознаменовалось великим чудом св. великомученика Георгия. Когда из старого иконостаса вынули бывшую в нем икону великомученика Георгия, то отец Вениамин и отец Георгий решили не помещать ее в новый иконостас, а поставить на задней части клироса в киоте. Но вот, когда новый иконостас был написан, по неведомым судьбам Божиим старцы монастыря Великая Лавра запретили ставить его. Все попытки склонить Лавру снять запрещение были тщетны.

Наконец, отца Георгия озарила мысль: не есть ли это наказание святого великомученика Георгия за то, что его икону вознамерились переставить в другое место. Тогда оба инока, отец Вениамин и Георгий, дали слово святому Георгию оставить его икону на прежнем месте в иконостасе. Вскоре они вновь возбудили ходатайство, и тогда Лавра, как бы кем-то побуждаемая, без всякого прекословия, с любовью разрешила поставить иконостас. Хотя иконостас делали по меркам под другую икону, но чудным образом новая мера рамки оказалась точно соответствующей старой иконе.

В своей деятельности отец Георгий не ограничивался одним храмом. В течение нескольких лет производились различные постройки и ремонты. В 1895 году он построил на берегу моря, на расстоянии полутора часов пути до обители, пристань. А от нее до обители провел дорогу. Благодаря дороге и пристани открылась возможность доставлять в обитель морем необходимые предметы и продукты.

Главной заслугой отца Георгия было его безграничное гостеприимство: он принимал всех паломников, восходящих на вершину и проходящих через его келлию. Он полностью отказался от «разумной» расчетливости и положился на милость Божию. «Молитвы бедных, — писал он, — и странников сильны пред Богом. Эти молитвы, идущие из глубины души, проходят преграду, отделяющую земное от небесного, и восходят на небо. Эти странники суть меньшие братья Христовы, как и Сам Спаситель говорит: «Странен бых и введосте Мя». Принимающий сих странников и помогающий своими средствами к приятию их не лишается мзды своея».

И, действительно, как бы ни тратился отец Георгий на гостей, а иногда он доходил до разорения, однако очень скоро Бог в сто крат одаривал его новыми пожертвованиями.

Преставился отец Георгий в мае 1915 года в Солуни, куда ездил на лечение.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012


Русский Афон