Старательный и трудолюбивый человек преуспеет вне зависимости от того, выберет ли он монашескую или семейную жизнь. Афонский старец Паисий

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В статье использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.

***

«Мы не должны педантично разбирать по косточкам слова человека, сказавшего по своей простоте что-то неправильное в догматическом отношении. Будем относиться к этому с добрым помыслом, а суд оставим Богу».

***

«Благословение и молитва за ближнего приносят настоящую пользу, когда исходят от сердца. Исаак для того и попросил Исава принести ему еды – чтобы возрадовалось его сердце и благословить его от всей души[1]».

***

«Если хочешь наполнить свою жизнь радостью – стань монахом».

***

«У некоторых людей, которые регулярно причащаются, я не вижу большого духовного прогресса. Сегодня Святое Причастие низводят до некой обыденности, формальности. Как мы постимся в среду и пятницу, так с определенной периодичностью, словно по привычке многие подходят и к Святой Чаше».

***

«В прежние времена у монахов было великое благоговение к святыням, в особенности ко Святому Причастию. Они три дня (среду, четверг и пятницу) постились (без растительного масла) а потом причащались».

***

«Лучше пусть у начинающей певчей будет небольшая зажатость, чем бесстыдство. Послушница не должна петь громче всех и выделяться своим голосом. Все без исключения молодые монахи поют по-мирски. Они не знают что такое монашество, откуда им знать про монашеское пение?»

***

«Лучше пусть в монастыре разразится буря (ее можно преодолеть приняв духовное «лекарство»), чем все время будет царить напряжение и “повышенная температура”».

***

«Как много значит для монаха воля!

Один инок в общежительном монастыре всё время притворялся больным и отлынивал от работы. Но когда стал жить в отдельной келье – начал трудиться не покладая рук. Другой в монастыре был борим помыслами и всем противоречил, но когда был назначен на ответственный пост[2] – преобразился совершенно».

***

«Если бы рядом с нами был один святой – мы бы справились со всеми проблемами. Но где сегодня найдешь святого?»

***

«На Святой Горе появилось тесто (новые монахи), но какую закваску они получат от нас нынешних иноков?»

***

«Часто бывает, что в монастыре, где пятьдесят насельников, один монах приносит братии больше пользы, чем все остальные вместе взятые».

***

«Бог желая привлечь человека к Cебе – даёт ему «шоколадку», переполняя его душу радостью и ликованием. Привязав человека к Себе через страх Божий, Господь долгое время не даёт ему никакого другого утешения. Он оставляет награду на потом, готовя для души человека целую кондитерскую сладостей».

***

В каливе Всечестного Креста перед входом в келью располагался небольшой навес, состоявший из двух досок и листа железа. Одна из подпорок стояла прямо посередине дверного проема и затрудняла вход в келью. Однажды старцу предложили вынуть эту доску, на что он ответил: «Здесь ее поставил мой старец, почему я должен ее теперь переставлять?».

***

«Святой Хризостом, когда спал – зажигал свечку и ставил ее на кусок железа. В свечу он втыкал железную булавку, которая падала вниз и будила его, по прошествии определенного времени. В зависимости от того, насколько высоко он втыкал булавку, Святой регулировал время своего сна».

***

«Свеча – это антенна, помогающая нам нащупать связь с Богом».

***

«Больных Бог не исцеляет, чтобы они не потеряли небесную награду. И отцы не отдают детям всё наследство сразу, чтобы они не промотали его. Бог оставляет вознаграждение для вечности».

***

Однажды старца Паисия посетил молодой послушник в сопровождении своего разгневанного отца, который препятствовал сыну стать монахом. Старец сказал ему: «Ведь вы вступаете в родство с Самим Богом! Если бы вы знали, какую честь вам оказывает Господь, вы бы собрали всех родственников и устроили праздничный пир». После разговора со старцем Паисием, отец юноши ушел от него радостным и дал благословение сыну на принятие пострига.

***

«На тех, кто никогда прежде не болел, при первой испытанной боли нападает паника».

***

Старцу Паисию рассказали, что некий иеромонах-экзорцист, основавший собственную старостильную церковь,[3] изгоняет нечистых духов. «Пусть для начала изгонит своих собственных», – сказал на это старец.

***

«Человек смиренный не вызывает раздражения и у гордеца. Самолюбец раздражается от самолюбца. От человека смиренного, напротив, получает пользу, так как у того есть Божественная благодать».

***

«Ничего не происходит без Воли Божией. Лукавый попросил разрешения даже на то, чтобы войти в стадо свиней[4]. У диавола нет никакой власти над человеком, если только он сам ему ее не даст прав над собой. Диавол боится духовных людей. И бесноватые в их присутствии чувствуют себя неуютно. Смирение – это основа всего, оно нам остро необходимо».


[1] «[Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Бытие. Глава 27,2).

[2] Стал представителем своего монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон.

[3] В Греции большое число старостильных раскольнических церквей (Прим. переводчика).

[4] Евангелие от Луки 8:32-33


Источник: Agionoros.ru<!-- #getsocialmain -->