США вслед за Канадой провели расследование смертей юных индейцев в школах-интернатах на попечении религиозных и иных организаций
БИЛЛИНГС. США вслед за Канадой провели расследование смертей юных индейцев в школах-интернатах на попечении религиозных и иных организаций – установлено, что за 150 лет (по 1969 год) в них погибла почти тысяча юных индейцев как минимум, пишет apnews.
По первичным – и пока наверняка неполным – подсчетам, 973 ребенка из числа коренных американцев погибли в жестокой системе школ-интернатов, созданной правительством США. Таковы данные первого отчета, опубликованного 30 июля министерством внутренних дел, а его авторы рекомендуют властям принести извинения индейцам.
Расследование проводилось по поручению первого секретаря по делам коренных американцев в министерстве внутренних дел Деб Халанд (Deb Haaland) – которая сама является индианкой племени лагуна-пуэбло в штате Нью-Мексико. Следователи обнаружили именные и безымянные могилы на участках 65 из 400 с лишним школ-интернатов США, где проводилась насильственная ассимиляция юных «коренных американцев» [термины «индейцы», «племя» и некоторые другие на западе ныне под негласным запретом как «расистские»]. В отчете не уточняются причины смерти каждого ребенка, а официальные лица лишь информируют, что дети умирали от различных болезней и «жестокого обращения» за весь 150-летний период существования интернатов, последний из которых закрыли в 1969 году. При этом многие дети заболевали в школах, и их отправляли умирать домой, а потому учесть их невозможно.
Выводы доклада подкрепляются результатами слушаний, которые Хааланд проводит уже два года. На этих слушаниях звучат свидетельства десятков бывших учеников-индейцев о суровом и унижающем достоинство обращении, которому они подвергались со стороны учителей и администрации, живя в отрыве от родных семей, языка, корней и обычаев. «Федеральное правительство проводило целенаправленные стратегические меры воспитания в рамках суровой политики содержания детей в школах-интернатах, – заявляет Хааланд. – Власти стремились изолировать детей от родителей и родных общин, лишить их самобытности, языка, культуры и связей с предками, которые имеют высочайшее значение для коренных народов. Нет никаких сомнений, что это была плановая политика искоренения – я цитирую – «индейской проблемы» путем ассимиляции или полного уничтожения коренных народов».
В своих первоначальных выводах два года назад, министерские аналитики насчитали более 500 смертей в интернатах детей американских индейцев, коренных жителей Аляски и гавайских островов. Суровые уставы и нормы («политики») для школ интернатов федеральное правительство ввело еще в 1819 году, и они так и действовали вплоть до волны закрытия этих заведений в 1960-х годах. Аналитики указывают, что в школах детям коренных американцев давали английские имена, подвергали их военной муштре и принуждали к тяжелому физическому труду в сельском хозяйстве, на кирпичных заводах и строительстве железных дорог.
Многие бывшие воспитанники со слезами на глазах выступают на слушаниях в штатах Оклахома, Южная Дакота, Мичиган, Аризона, Аляска и других. Они вспоминают, как их подвергали суровым наказаниям за разговоры на родном языке, запирали в холодных подвалах и обрезали волосы, дабы лишить племенных причесок. Многих за провинности подвергали одиночному заключению, избиениям и лишали еды. При этом очень многие в этих школах приобретали лишь самые примитивные трудовые навыки и знания, которые не давали им шансов на трудоустройство.
85-летний Донован Арчамбо (Donovan Archambault), бывший главный вождь индейской резервации Форт-Белнап в Монтане, свидетельствует, что в 11 лет его принудительно направили в школу-интернат, где изнуряли суровым воспитанием, остригли волосы и запретили говорить на родном языке. Эти стрессы и депрессия ввергли его в беспросветный алкоголизм, который удалось одолеть лишь два десятилетия назад. Он никогда не рассказывал о своих школьных днях детям, и лишь несколько лет назад не написал книгу об этом тяжком испытании в жизни. «Нужны извинения, им давно пора хотя бы извиниться, – заявил Аршамбо в интервью Associated Press. – Также необходимо широко информировать общественность о преступлениях в школах-интернатах. Нельзя и далее замалчивать эту часть нашей забытой истории».
Халанд заявила, что лично ей «невыразимо жаль», и она ждет официальных извинений от федерального правительства. Она не уточнила, готова ли она настаивать на извинениях лично от президента Джо Байдена. Они и прочие служащие министерства внутренних дел рекомендовали правительству выделить средства на программы поддержки общин коренных американцев, дабы помочь им оправиться от травм, причиненных школами-интернатами. Средства должны выделяться на образование, предотвращение насилия и возрождение языков коренных народов, причем «в объемах, соизмеримых с прошлыми государственными расходами на эти школы». Аналитики уже подсчитали, что на школы-интернаты и прочие подобные учебные заведения, причастные к «программе ассимиляции», было потрачено не менее 23,3 миллиарда долларов федеральных средств с учетом инфляции. Авторы отчета напоминают, что религиозные и частные организации во главе этих учебных заведений, успешно «освоили» эти деньги, выделявшиеся на цели «цивилизованного воспитания» детей коренных народов. Они считают, что будет справедливо выделить подобные суммы теперь на «исцеление ран», нанесенных племенам.
В США уже возникла «Национальная коалиция исцеления коренных американцев от [наследия] школ-интернатов» (National Native American Boarding School Healing Coalition). По данным ее аналитиков, к 1920-м годам большинство коренных детей школьного возраста (порядка 60 тысяч) прошли через школы-интернаты на попечении федеральных властей или религиозных организаций. «Это потерянные поколения наших детей, – скорбит Дебора Паркер (Deborah Parker), генеральный директор правозащитной организации индейцев штата Миннесота. – Федеральному правительству давно пора честно и беспристрастно расследовать все преступления в этих интернатах». «Мои собственные бабушка и дедушка были насильственно отторгнуты от родителей, родной культуры, общины и корней в возрасте 8 лет, – вторит ей Хааланд. – Их принудительно держали и муштровали в католической школе-интернате до 13 лет. Они мне говорили, что в школу поступало много детей индейцев в возрасте от 4 лет».
По данным федеральных аналитиков, на попечении религиозных организаций было более 200 школ-интернатов, финансируемых правительством. Национальная коалиция школ-интернатов выявила еще более 100 школ, не вошедших в этот официальный список – они также находились под управлением церквей, хотя доказательства их федерального финансирования не везде сохранились.
Католические епископы США в июне этого года принесли покаяние за вклад церкви в угнетение юных индейцев в системе школ-интернатов на попечении церкви. Их явно побудил к этому пример папы Франциска, который в 2022 году принес публичное покаяние за позорный вклад Католической церкви в репрессивную систему школ-интернатов в Канаде. Понтифик признал, что насильственная ассимиляция коренных народов в христианское общество разрушила их культуру, привела к разделению семей и отрыву от родных корней целых поколений отверженных и несчастных индейцев.
Следуя примеру Канады, законодатели США подготовили и направили на рассмотрение в Конгресс законопроект о создании такой же «Комиссии по истине и исцелению» (Truth and Healing Commission). Ей надлежит провести тщательное документирование всех преступлений и несправедливостей, творившихся в школах-интернатах. Для этой комиссии готовится пакет нормативных актов, наделяющих ее даже полномочиями вызова в суд свидетелей для дачи показаний. Однако Конференция католических епископов США неделей ранее направила к законодателям обращение, в котором выступает против предоставления таких чрезмерно широких полномочий. Епископы подчеркивают, что комиссии следует «избегать враждебной позиции» к тем, кто готов добровольно и покаянно сотрудничать с ней в поиске фактов.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии