Сретение. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Церковь празднует Сретение Господне. Слово «сретение» — значит «встреча». Встреча, которая произошла в Иерусалимском храме, встреча старца Симеона и младенца Христа, лежащего на руках у Пречистой Матери. Евангелие говорит о том, что был в Иерусалиме праведный человек по имени Симеон, на котором был Дух Святой, и ему Господь обещал, что он не умрет, пока не увидит пришествия в мир Спасителя, Мессии.

Ветхий Завет, библейское повествование полно пророчеств о пришествии в мир Спасителя, и самое первое обетование Господь дает Адаму и Еве, когда они, после грехопадения, отлученные от Бога своим непослушанием, своей гордыней, своим нераскаянным сердцем, изгоняются из рая. В этот момент Господь говорит Еве, что ее семя, семя жены, победит змея. Змей будет попран в голову семенем жены (см. Быт. 3:15). Это первое обетование, первое библейское пророчество, которое говорит о спасении человеческого рода от греха, от смерти.

В дальнейшем очень многие пророки повествовали о спасении мира, в особенности пророк Исаия. Именно с переводом книги пророка Исаии связано предание о благочестивом старце Симеоне, прожившим несколько сотен лет.

После того, как Александр Македонский завоевал Северную Африку, прошел своими походами по всему известному миру, потомки Александра в Египте организовали город в его честь, который до сих пор существует и называется Александрия. Потомок Александра Македонского, император Филадельф, решил устроить в Александрии первую в мире библиотеку, собрать там все самые прекрасные произведения человеческого мысли и перевести эти книги на греческий язык. Ведь греческий язык – это язык культуры и цивилизации того времени. В том числе император пригласил переписчиков и переводчиков из Иудеи, книжников, которые хорошо знают Священное Писание. По преданию, среди них и находился тот самый Симеон, которому досталось переводить на греческий язык книгу пророка Исаии.

И вот, он дошел до места, где содержалось пророчество о рождении Христа, которое мы все с вами прекрасно знаем, и которое особенно часто звучит во время Рождества Христова. А надо сказать, что сегодняшний праздник Сретения Господня очень связан с Рождеством, это сороковой день после Рождества Христова. Именно на сороковой день после рождения еврейского мальчика его надо было привести в храм и посвятить Богу.

Так вот, во время Рождества мы часто слышим это пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Ис. 7:14). Эти слова мы знаем благодаря переводу с греческого на церковнославянский. Симеону досталось для перевода пророчество Исаии, он встречается с этими словами, и думает – как перевести на греческий язык слово «дева»? Дело в том, что в еврейском тексте употреблено слово הָעַלְמָה (алма), которое обозначает одновременно и «девица, девушка», и «молодая женщина». И можно перевести это слово как «молодая женщина», потому что совершенно естественно, если молодая замужняя женщина зачинает ребенка и рождает его на свет. Дева же, невинная и чистая, не замужняя – как она может зачать ребенка, как она может принять во чреве? Это невозможно.

Когда он решил написать «молодая женщина», было ему явление от ангела Гавриила, который сказал: «Чтобы быть точным, ты должен написать слово «дева», по-гречески παρθένος, и ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь, как это пророчество сбудется». И Симеон написал παρθένος, что до сих пор сохранено в «Переводе семидесяти». Мы так и называем этот перевод Священного Писания на греческий язык – Септуагинта, «Перевод семидесяти», одним из которых, по преданию, был Симеон. А слово «дева» перешло и в древнеславянский, и в русский переводы пророка Исаии.

Так вот, пророческое слово  на глазах Симеона стало сбываться. Он Духом Святым был введен в Храм, чтобы встретить Того, о Ком говорили все пророки, Того, от Кого зависело спасение самого Симеона, его души, его народа и всего мира. Родители Иисуса, Его Пречистая Матерь, Его названный отец Иосиф, исполняя Закон Моисея, принесли в храм младенца мужского пола, первенца, перворожденного, которого следовало посвятить Богу. Это означало принести своего ребенка Богу в жертву в память истории, описанной в книге Исход.

Тогда еврейский народ был в рабстве у Египта, и ожесточенный фараон не хотел отпускать Моисея и его народ в Землю Обетованную. И свершилась казнь Египетская, как страшное наказание за ожесточение и отвержение Бога. Господь повелел тогда еврейскому народу отметить косяки своих дверей кровью ягненка и совершить пасху, так называемую пасхальную трапезу, которую потом евреи совершали в течение всего периода ожидания Мессии, и последний раз пасху совершал Сам Иисус Христос перед Своим страданием. Необходимо было взять чистого ягненка, испечь его с горькими травами, не переламывая его костей, и целиком вкусить в эту пасхальную ночь перед исходом из Египта. В ту самую ночь совершилось страшное – в Египте погибли все перворожденные, от человека до животного. Этот ужас настолько поразил фараона и египтян, что евреи смогли тогда выйти из Египта, перейти через Красное море и отправиться в свое долгое путешествие к Земле Обетованной. Но все еврейские младенцы и все еврейские перворожденные дети были спасены.

В память об этом спасении евреи должны были приносить своих младенцев-первенцев и отдавать их Богу, но вместо жертвы младенца они приносили либо ягненка, либо двух голубиных птенцов или птенцов горлицы. Это была заместительная жертва: ребенок оставался живым, не приносился в жертву, а вместо него приносилось в жертву животное, агнец.

Здесь же случилось так, что в Храм был принесен Cам Агнец,  Иисус Христос, как настоящая жертва. Все первородные избавлялись от жертвоприношения, а Христос Сам пришел, чтобы сделать Себя жертвой. Это был тот самый случай, когда Сам Младенец становился жертвой. На Нем исполнялись все пророчества Ветхого Завета, Он приносил Себя в жертву.

Симеон взял на руки жертву, принесенную Богу во искупление человеческого рода, и произошла встреча Ветхого Завета, полного пророчествами о Христе, и начала Нового Завета, который есть Сам Христос, Сын Божий, приносящий Себя в жертву. Тогда Симеон с радостью сказал эти слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). И cтарец Симеон ушел в вечность, потому что все главные пророчества сбылись. Ему была уже не страшна смерть, ему был не страшен ад, ему было не страшно уже ничего, никакая тьма не могла его испугать, потому что он знал, что пришло спасение.

Он также сказал несколько очень важных слов Пресвятой Деве Марии, что ее сердце пройдет оружие, что ее душу пронзит меч, что она сама тоже, подобно своему Сыну, становится жертвой этому миру.

Это тоже очень важно, потому что каждый раз, когда мы сами встречаемся с Богом, когда для нас происходит эта встреча, Господь приходит к нам как жертва. Мы все время ждем от Него мощи, силы, помощи, а Он приходит жертвенно нам служить. И эта жертва, Его Пречистое Тело, Его Пречистая Кровь, вкушается нами на Евхаристии, как самая великая святыня, как самое главное, что соединяет нас с Ним.

Сам человек, который по-настоящему встречается со Христом, тоже внезапно становится жертвой – жертвой Богу. Он начинает собой жертвовать ради Бога и ради ближнего. Вся жизнь такого человека, если он по-настоящему встретил Христа, постепенно должна становиться жертвой, потому что он учится у Бога любви, потому что Бог есть любовь, а любовь всегда жертвенна. Настоящая любовь – это всеобъемлющая жертва. И когда человек встречается с любовью, когда человек по-настоящему любовью наполняется, он не может не жертвовать собой ради ближнего и ради Господа.

Эта встреча должна состояться в жизни каждого из нас. Может быть, нам кажется, что она уже состоялась, может быть, у кого-то в жизни она уже произошла. Но эта встреча не одномоментна – в ней человек постоянно приближает свое сердце к Богу до тех пор, пока Бог и человек не станут вместе до конца, и уже никто их не разлучит. Аминь.

2017

http://trinity-church.ru/prior/outreach/sretenie