СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ: ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ У СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

С церковнославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча». Встреча Бога и людей. Господь наш Иисус Христос родился словно бы тайно, прикровенно.

И вот на сороковый день после Рождества Христова Богомладенца Иисуса Пресвятая Богородица вместе с праведным Иосифом Обручником приносят в Иерусалимский храм. Его там встречает самый авторитетный и святой из, на тот момент живущих, людей ветхозаветый праведник – один из семидесяти переводчиков Септуагинты (с латыни – «перевод семидесяти») Священного Писания на греческий язык святой праведный Симеон Богоприимец. Он принимает на руки Богомладенца и возвещает всем находящимся в храме, а с ними и всем людям, что Господь наш Иисус Христос является долгожданным Мессией. На тот момент в Иерусалимском храме была и святая пророчица Анна, которая возвестила всему городу, а с ним и всему человечеству, что Мессия родился: Бог пришел на землю, чтобы человека возвести на Небо.

В этом суть праздника Сретения Господня. Мы же с Божьей помощью подробнее остановимся на личности святого Симеона Богоприимца. В каком-то смысле этого человека можно сравнить со святым праотцем Адамом и вообще с человеком эпохи Ветхого Завета.

Адам лицезрел в раю Бога. Святому Симеону Божественным Промыслом было поручено великое и святое дело – перевод Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык. Именно этот перевод остался неповрежденным иудействующими богоборцами и дошел до наших дней.

Поддавшись гордыне, Адам нарушил заповедь Божию, согрешил и был изгнан из рая. Точно так же святой праведный Симеон Богоприимец, следуя горделивой земной материальной логике и своему мнению, согрешил и решил дерзнуть исправить текст Священного Писания, заменить слово «Дева» на слово «жена» (текст из Книги пророка Исаии «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14). И уже занес скребок, чтобы вычистить запись. Но в этот момент святой ангел Божий удержал его руку. По повелению Божию он наложил на Симеона епитимью долгожительства. «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Святой Симеон по церковному преданию прожил 360 лет.

Адам со всем своим потомством ожидал прихода Мессии, Который отворит вновь человечеству двери в рай, и его потомок Симеон ждал этого. Поэтому в каком-то смысле святой праведный Симеон Богоприимец олицетворяет все ветхозаветное верующее человечество.

И вот он дождался. Не где-нибудь, но в Иерусалимском храме – на тот момент  самом святом месте на земле. Дух Святой приводит Симеона в храм. И Господь, принятый им в свои объятия, одновременно отпускает и принимает Симеона в горние обители. Как справедливо об этом писал Иосиф Бродский:

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.


И, конечно, перед этим святой Симеон произнес великие и пророческие слова, которые звучат в наших храмах на каждой вечерне:

Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, съ ми́ромъ;
я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ніе Твое́,
е́же еси́ угото́валъ предъ лице́мъ всехъ люде́й,
светъ во открове́ніе язы́ковъ, и сла́ву люде́й Твои́хъ Изра́иля.
(Лк. 2:29-32).

И вот сегодня между нами, людьми Нового Завета, людьми последних времен, можно провести аналогию со святым праведным Симеоном Богоприимцем.

Да, Христос пришел в мир. Он совершил Свой Искупительный Подвиг и спас человечество. Каждый из нас теперь с Божьей помощью имеет возможность войти в рай. Но для этого нужно потрудиться, приложить усилия, чтобы созреть.

Потому что время жатвы близко. И Второе Пришествие Христово придет внезапно, как молния. И лучше в этом отношении уподобиться святому праведному Симеону Богоприимцу. Как? Встретить Христа в храме!

Нужно, чтобы храм конкретно, а Церковь в общем стали нашим родным домом. Чтобы там нас застал Господь. Чтобы не с потухшими светильниками без масла и с невыправленными фитильками.  Нет. Но, чтобы увидев Спасителя, мы воскликнули: «Возлюбленный Отец наш Небесный! Мы ждали тебя! Ждали больше всего на свете!».

Дух Святой призывал святого Симеона в храм. Как и тысячи лет назад его, так и теперь Дух Святой призывает и нас в храм Божий.

Корабль-Церковь незыблемо и верно плывет ко спасению, к Царствию Небесному. Нужно оказаться на борту. И жить да служить в этом Корабле-Церкви. И, что бы ни случилось, не бросаться из Него вниз головой в грязную и опасную воду!
Преподобный Паисий Святогорец писал о том, что христианину последних времен нужно несколько  вещей для спасения: исповедоваться, причащаться, жить Таинствами Церкви, Ее богослужениями и научать людей заповедям Божиим, особенно своих родных и близких.

Вступим же, братья и сестры, с Божьей помощью под своды храма, где нас ждет и встречает Сам Господь наш Иисус Христос – наш Возлюбленный Спаситель!

Иерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/sretenie-gospodne-chemu-my-mozhem-nauchi...