Сретение Господне: Бог совсем не там, где мы его пытаемся найти. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сретение Господне. Преплодобный Андрей Рублев. Фрагмент. Фото: vchaspik.ua
Сретение Господне. Преплодобный Андрей Рублев. Фрагмент. Фото: vchaspik.ua
Сретение Господне – самое время поговорить о спасении души.
В чистосердечной вере во Христа нет никаких сомнений,
в смиренном доверии Богу нет никаких страхов,
в благодатном безстрастии нет никаких заблуждений.
(иеромонах Симон Безкровный)

Для каждого верующего человека праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа – это не только принесение Богомладенца Христа в храм и встреча Богородицы, Иосифа Обручника со святым Симеоном Богоприимцем. Это еще и размышления о путях нашей собственной встречи с Богом.

Бог внутри нас

Блаженному Августину приписывают такие слова: «Я долго думал, что Бог живет на Небе, в то время как Он прибывал внутри моего сердца». Встречается еще и такой вариант: «Я думал, что Бог смотрит на меня снаружи, в то время как Он смотрел на меня изнутри».

Как бы там ни было, слова Спасителя о том, что Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17: 20-21), оправдались в опыте жизни многих поколений святых. Действительно, пока мы вглядываемся в лики святых икон, эти лики вглядываются в нас самих изнутри нашего бессмертного духа, ибо пребывают именно там.

О нашем эгоизме

Снаружи Бога нет, там есть мир, на каждом метре которого расставлено множество вражеских сетей, готовых поймать и погубить наши души. Но при всем их многообразии есть единый общий принцип, на кого рассчитаны эти сети. И он называется человеческий эгоизм. Это то, что делит мир на «я» и «другие», властвует над душами, разделяет по партийному, национальному, религиозному, языковому и прочим признакам.

Эгоизм – серый кардинал и тиран нашей души. Это он натравливает людей друг на друга злыми собаками помыслов, учит нас ненавидеть, осуждать, бояться, унывать.

Ложная религиозность

Как правило, большинство людей отождествляют свой эгоизм с собой и считают его собственным я. Но, это не так. Настоящая подлинная вера разрывает цепи эгоизма и выводит душу на свободу преображённого духа, соединяясь со Христом в вечности. Если этого не происходит, а человек, как ему кажется, стремится ко спасению, то это значит, что эгоизм имитирует в нем псевдо-религиозность и исполняет роль духовного актера в жизненной драме.

Это ложная религиозность, в которой, несмотря на множество церковной атрибутики, для Бога места не предусмотрено.

Чем меньше эгоизма, тем чище сердце

Как только человек начинает обращать внимание на свой эгоизм и берётся за очищение своего сердца, в нем постепенно проявляются проблески какого-то иного мира, свечение которого исходит не сверху, а из какой-то внутренней глубины. Прожил хоть малое время без неприязни к людям – что-то внутри просветлело. Утвердился в этом чувстве на более длительное время – свет стал усиливаться. Тогда начинаешь опытно понимать, что чем меньше в тебе эгоизма, тем чище и свободнее становится сердце.

Правда, большинство людей не представляют своей жизни без личного эго, для них кажется неосуществимой задача жить, руководствуясь не помыслами, а благодатной интуицией, не по своей воле, а по воле Божией. Зачем бороться с помыслами тем, кто жизнь положил на то, чтобы изощрять и оттачивать свой ум, одержимый демонами и ставший для них божеством?

Зачем искать Бога снаружи, когда Он ждет тебя изнутри

Не нужно искать Бога снаружи, когда Он ждет тебя внутри. Во внешнем мире, при всем его многолюдстве, ты обречен на глубокое одиночество. А когда обращаешь свой взор внутрь себя, то обнаруживаешь, что во Христе все люди – одно целое с тобой, и ты не одинок, даже когда пребываешь в уединении. Нам кажется, что снаружи огромный большой мир, но обнаруживаем мы себя там заточенными в клетку. А когда мы углубляемся вовнутрь своей души, мир становится необъятной вселенной, живой, волнующе прекрасной и наполненной Богом.

Нас удивляет то, как отшельники годами жили в тесноте глубоких подземных келий. Но мы даже представить себе не можем, на каких просторах гуляла в это время их бессмертная душа. Что там, на поверхности земли? – Бывание не сущего. Берешь какую-нибудь красоту этого мира себе в руки, а она, как льдинка, тут же начинает таять у тебя на глазах.

Спасение – это просто

Присмотритесь к себе. Наше тело перемещается в пространстве, через наши чувства проходят разные ощущения, наш ум наполняется сменяющими друг друга мыслями, но дух наш все время остается на месте. Ему некуда перемещаться. Он создан бесконечным, вечным, нерушимым. Куда ему идти? Поэтому от себя, как не старайся, уйти не получится. Наш дух и есть единственная и незыблемая ценность, все остальное – миражи пустоты.

Бог прост, такой же является и духовная жизнь. Таким же простым есть и путь спасения. Его находят не образованные и начитанные умы, а добрые и простые сердца. Здесь нет никаких сложностей, интеллектуальных заморочек, логических цепочек. Простой Бог создал сложным мир, чтобы мы учились уходить из сложности в простоту, а не наоборот.

Не нужно искать Христа в книгах, Он не живет за облаками. Он всегда здесь. Спаситель вообще никогда нас и не покидал. Просто, мы Его не видим за облаками собственных помыслов, смотря на мир с вершины своего ума, в то время как Христос ждет нас в нашем сердце. Стоит только увидеть Христа в себе, как тут же начинаешь видеть Его и в других людях.

Искушения – верстовые столбы дороги спасения

Спуск вниз, с вершин ума в глубины сердца, рискованное и опасное предприятие. Оно не может проходить без искушений. Если есть свет, то обязательно будет и тень. Если есть радости, то значит будут и скорби. Но и те, и другие – гипноз мира, который построен на лжи. У нее нет силы, способной сокрушить наш дух, если он нашел опору во Христе. Поэтому необходимо менять не обстоятельства, а самого себя.

Стать на скалу бесстрастия мы сможем лишь тогда, когда перестанем обращать внимание на суету мира со всеми ее греховными радостями и эгоистическими скорбями, уводящими нас от Бога и прерывающими внимание на молитве.

Скорби – проводники ко спасению

Только преображенный благодатью дух начинает видеть в скорбях великое благо, поскольку лишь они приводят к разрушению эгоизма, смиряют горделивый ум и очищают омраченное помышлениями сердце. Смирившаяся душа отвращается от скорбного мира и всецело устремляется ко Христу, в покаянии и сокрушении ища у Него прибежища и спасения. Но если в душе, плывущей среди житейского моря, не обретётся веры, то волны скорбей утопят ее, как дырявую лодку в бездне страхов и сомнений.

«Новый человек во Христе – это преображенный благодатью совершенный человек. Такое полное преображение духа человеческого и стяжание спасительной Божественной благодати есть прямая цель покаянной молитвенной практики» (иеромонах Симон Безкровный).  

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/71891-sretenie-hospodne-boh-sovs...