Сретение Господне. Бакулин М. Ю.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сретение Господне

Сретенье. Последний из зимних праздников, последний перед Великим постом. Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд; но бывают и такие, что рука не поднимается, потому что сердце полно или скорби, или священного ужаса.

МАТЕРЬ БОЖИЯ

sretenie2

Святое Семейство пробыло в Вифлееме около полутора лет, до прибытия туда волхвов. На сороковой день они приходят в храм Иерусалимский: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (Лк 2, 22).
На сороковой день по Рождеству Младенца Пресвятая Богородица поднимается по тем 15 ступенькам, по которым Она когда-то взбежала при введении Ее во храм. Теперь Она принесла Сына Своего посвятить Богу и посему приносит в храм «жертву бедных» — два голубя: один за «грех» матери, второй — в жертву всесожжения. Выполняя закон, Сама Она не нуждается в очищении (это человечество в лице Симеона и Анны нуждается в Сретении). И посему мы радуемся древнему преданию, что в день Сретения в Иерусалимском храме нес богослужебную череду священник Захария, отец св. Иоанна Предтечи, родственник Девы Марии, хорошо знавший Ее и Иосифа. Во время обряда очищения он поставил Богоматерь не там, где обыкновенно стояли жены, а на месте, назначенном для девиц во время моления, где не дозволялось стоять замужним. Пресвятая Дева и Иосиф удивлялись словам Симеона, и в самом деле, как же было не удивляться тому, что совершенно чужой старец знает о новорожденном Мессии и даже говорит о Нем гораздо больше, чем известно было Его родителям из бывшего им ранее откровения от Ангела.7-ya
Кроме радостной вести о пришествии Господа во плоти, Симеон принес страшную весть Божией Матери о том, что Ей меч пройдет сердце, что Она будет пронзена той болью, испытает такое страдание, как никто на земле. Тогда Она не знала, каковы будут эти ужас и страдание; позже, предстоя у Креста Господня на Голгофе, Она его пережила до конца: скорбь и ужас Матери, Которая видит Своего Сына пригвожденным ко Кресту неправедным судом, ненавистью тех людей, ради которых Он жил, проповедовал, ради которых Бог стал человеком; видела Она, как часами из Него текла жизнь, и, наконец, приняла Его, мертвого, в Свои объятия. Это Ей предрек Симеон Богоприимец; и поэтому, празднуя этот день, ликуя о нем, как о нашем спасении, вспомним, однако, об этой, душу раздирающей, скорби Божией Матери.
«И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — И тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35). Этим словам соответствует православная икона Божией Матери «Семистрельная»: семь ножей, пронзившие сердце Ее, — это наши грехи: гордость, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть, уныние.

simeon

СИМЕОН
Согласно преданию, Симеон, богословски и философски образованный муж, живший в Иерусалиме, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык, предпринятого в Александрии Египетской в III-I вв., и известного в мире как Септуагинта — «перевод 70-ти толковников». В числе других ученых старцев он получил отдельное помещение в уединенном месте у Фа-росского маяка и вскоре приступил к работе. По Промыслу Божию ему выпал жребий переводить книгу именно пророка Исайи, недаром названного позднее «ветхозаветным Евангелистом». Когда сей ученый толковник дошел до известного пророческого места о рождении Мессии: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23), то глубоко задумался над словом «Дева» и недоумевал, как передать его в переводе. Он хотел уже выскоблить слово «Дева» и заменить его выражением «Жена», но в это время его «сумнительных помышлений» чудным видением Ангела был удержан от исполнения своего намерения. Ангел, остановивший руку его, предсказал ему: «Не видети смерти, прежде даже не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26). Усомнившийся в высшем смысле пророчества иудейский толковник был наказан за это томительным ожиданием и жил неимоверно долго — 365 лет! По возвращении из Александрии на родину праведный Симеон жил в Иерусалиме, ожидая «утешения Израилева», а вместе с тем и конца жизни. Старец Симеон стал, таким образом, символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) ко встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем ВСЕГО человечества.
Как и всякий грех, сомнение Симеона «наказывается» смертью, но приход ее отложен временностью, невозможностью умереть. Он болен жизнью как нераскаянным грехом. Он устал жить: кондак седьмой Акафиста Богородице гласит: «Хотящу Симеону от нынешнего века представитися прелеснаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный: тем же удивися Твоей неизреченней премудрости, зо-вый: Аллилуйя».
Как Ангел водит рукой евангелистов, так здесь он останавливает руку Симеона. Он должен увидеть пропущенную мимо сердца фразу, он должен вырасти до нее. И вот он мучается жить. Он настолько устает жить, что до прихода Спасителя ждет смерти как избавления. Он — образ того уставшего человечества, которое бежит по одному и тому же замкнутому пути, для которого смерть — это выход из непрерывного мучения белки в колесе, выход из вечной безысходности. И выход этот открывается внешне ужасной, страшной и вместе с тем спасительной смертью во Христе: искуплением временности вечностью, кровавым и вместе Пасхальным омытием первогреха.

МЛАДЕНЕЦ
На иконе Симеон держит Младенца, обернув руки плащом. Покрыты руки у Богородицы и у Иосифа — Святыни руками не касаются!
Если вы видели младенческие пальчики, крепко ухватившиеся за ваш неуклюже толстый палец, то вы поймете, что чувствовал Симеон, глядя на немощные ручонки, сотворившие мироздание, и его самого, и нас с вами. Симеон причащается Богообщением. И становится образом Причастия: изнемогшее ветхозаветное человечество, умиляющееся теперь своей погибелью. Вот он — Живот Вечный. Человечество, смеющееся над своей смертью, которая теперь — что-то временное, преходящее.

sretenie3

Человечество, готовое к смерти, как человек готов ко сну, уверенный в наступлении завтрашнего дня.
Господь младенчеством Своим не отнимает смысла подвига у смерти Симеона. Симеон идет в ад. А Младенец не умеет говорить, Он Сам — Слово. Он не станет успокаивать Симеона, как не стал утешать Предтечу (Лк. 7, 9-23). Но Симеон так устал от того, что он видел,, он так устал смотреть, что теперь более, чем видит, он — ведает, «яко видеста очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 30). Так и в последнее, страшное безверием время люди видят силу Христову в умалении, как бы младенца немощного, но ведающие знают о возмужании Его в силе Второго Пришествия, когда будет судить живых и мертвых. И живым в Духе, уставшим от мира, умершим для мира, Он так же протянет длань Свою и изведет их в Царство Вечное, как извел Он Симеона с другими праведниками из ада Распятием Своим и Воскресением. Причастие немощью Спасителя — залог надежды и веры в Спасение: прости, читатель, если не написано здесь ненапису-емого. Прости, если ты все понял — ведь даже Иосиф и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2, 33).
Симеон видит Спасение, которое Ветхий Завет ждал как утешения Израилева. Праведность и бла-гочестивость (Лк. 2, 25) и тогда и сейчас — в верности, в чаянии. Блаженство преподается нищим духом, взыскующим Его. Спасение это внешне немощно и слабо. Но оно вырастает, как надежда вырастает в уверенность, как Младенец вырастает в Распятого и Воскресшего. Как внешне немощны Хлеб и Вино. И в этой немощи совершается Сила, способная разомкнуть беспрерывную муку места безвидия, пролить Свет в тьму кромешную (ту, что кроме, вне Бога): «Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 32).

http://russned.ru/hristianstvo/sretenie-gospodne-2