Среди войны между двумя сверхчеловеческими армиями
5 февраля — память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской
Фото: Из интернет-источников
Мы празднуем победу жизни над смертью — победу, которая началась во Христе и которую Он продолжает в нашей жизни. Христиане — существа необыкновенные или, лучше сказать, немыслимые. Нам дано быть вечно с Богом. И, говоря это, мы думаем прежде всего о наших святых мучениках. Святые мученики — люди, как мы, те, кто прошел через такие же испытания, которые и нам предстоит пройти. И они зовут нас следовать за ними, чтобы войти в тайну надежды и спасения. Мы совершаем их память в день Воскресения Христова. Веруем ли мы подлинно в воскресение нашей плоти после смерти? Веруем ли мы в вечную жизнь? Это жизнь, которая должна захватить нас до самых сокровенных глубин, чтобы мы преобразились до уподобления Единородному Сыну Божию.
Праздник новых мучеников и исповедников Церкви Русской — праздник силы Христовой любви и ее непобедимости. Мы знаем жития святых Царственных мучеников, патриарха Тихона, священномученика Владимира, митрополита Киевского, преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и многих других. В нашем храме, где один из престолов посвящен новым мученикам, каждое воскресенье после поздней литургии мы сугубо молимся им. Из всего сонма этих святых мы каждый раз выделяем имена священномученика Николая пресвитера, новомученицы Татианы и преподобноисповедника Гавриила, служивших здесь. И нет, наверное, ни одного храма, где не было бы своих святых мучеников. На самом деле жития новых мучеников должны бы стать настольной книгой для всех нас. Мы должны знать их как людей, которые являются нашими современниками, и более чем кто-либо, потому что прошли дорогой многих скорбей и отдали себя до конца Богу. А мы все призваны к святости. И по мере умножения беззаконий в мире, умножаются наши скорби. Но жизнь, устремленная ко Христу, освящена радостью. Святые мученики свидетельствуют, что христиане не ищут окольных путей перед лицом гонений и страданий, перед лицом всего, что касается глубины сердца человеческого.
«Блаженны плачущии», — говорят они нам. Кто дерзнул бы сказать такое, кроме Христа? Кто дерзнул бы сказать такое, кроме Того, Кто прошел через смерть и воскресение, кто вошел в жизнь вечную ради всех нас? Мы, принадлежащие Церкви новых мучеников и исповедников, — необыкновенные люди, потому что мы возвещаем блаженство, вечное счастье в этом мире несчастья, жестокости и скорбей. Христос посреди нас, и наши мученики рядом с нами, чтобы мы веровали, что Его любовь все победит, преодолеет все преграды. Что Он — Господь всяческих и что Он любит нас. В заповедях блаженства, возводящих нас к тайне мученичества, — то, что мы слышим за каждой Божественной литургией, — поет Христос. Как Он воспел со Своими учениками после Тайной Вечери и вышел навстречу смерти за поток Кедрон. Это гимн Божественной любви. Да будут сердца наши горе в этой любви, даже если поносят нас и гонят нас. «Радуйтеся и веселитеся», — нам принадлежит вечная радость! Наша Церковь — Церковь новых мучеников и исповедников, но также и всех нас — всех страждущих, всех униженных, всех грешных, всех боящихся, но идущих наперекор всему вслед Христу и Его святых. И мы будем чадами Божиими, блаженными приобщением полноте любви, которую Он даровал нам, потому что «увидим Его как Он есть».
В день памяти новых мучеников и исповедников Русских Церковь открывает нам путь терпения и покаяния. Сколько людей охвачены сегодня отчаянием и страхом! Невозможно нормальному человеку видеть вокруг такое торжество беззакония. Такой отказ от совести и стыда, такое предательство и лицемерие служащих идеологии маммоны и содома. Такое унижение нашего народа в «недружественных», как говорят теперь дипломаты, ему странах. И все убивающее не только ненависть, но равнодушие слишком многих. Что ждет человечество впереди? Как выжить в этих обстоятельствах христианам, каковы пути Церкви, всегда искушаемой мудростью по стихиям мира сего?
И сегодня хочется повторить один и тот же вопрос: почему день памяти новых мучеников и исповедников Церкви Русской так не стал у нас государственным праздником? Не свидетельствует ли это о том, что та катастрофа, которая произошла в нашем Отечестве в минувшем веке, до сих пор по-настоящему не осознана нашим народом (а без этого как может быть осознано то, что происходит сейчас и то, что грядет), что большинство из приходящих сегодня в Церковь и принимающих крещение, еще не вступили на путь подлинного покаяния? Может быть, самая великая опасность, в которой находится наш народ, — в забвении об этом чуде, в утрате духовного измерения жизни, к которому Господь хочет возвратить нас новыми наступившими испытаниями. В то время как мир все очевиднее возвращается к языческой — хуже, чем языческой — неоязыческой тьме. Или как говорит апостол Петр, конечно же, не об одном человеке, а о целых народах: «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Петр. 2, 22). Если народ забывает Бога, как это было у нас во времена насаждаемого государством безбожия, тогда последнее зло становится для него горше первого. То, что происходит в мире сейчас в объединении сил антироссии и грядущего антихриста, — это не просто что-то бесчеловечное, как захватническая, развязанная в прошлом веке фашистами война или большевистская революция, как чума или как обещанный миру новый, несравненно более смертоносный, чем прежний, вид короновируса. Но то, что они хотят устроить, — это инфернальная война против Бога, сражение бесов против ангелов, черная месса, нацеленная на то, чтобы перевернуть в душах человеческих вертикальный порядок небес и вытеснить из них небесную иерархию бесовской. Есть в этом нечто превосходящее все человеческие понятия, потому что это война между двумя сверхчеловеческими армиями. Но мы не должны никогда забывать, что этот мир дан нам, чтобы мы обрели спасение. Что бы ни происходило, это время — единственное время, которое дается нам, чтобы спастись. И пока Христос — в наших сердцах, мы способны сопротивляться. Когда мы забываем о Нем, мы не знаем, где мы.
Но Христос все победил раз и навсегда. Несмотря на временное торжество нечестивых, на все скорбные события, мы должны сохранять спокойствие духа и ясное видение сути происходящего. Святые Царственные мученики, все новые мученики и исповедники Церкви Русской и все святые говорят, чтобы мы не боялись никаких скорбей, ни даже смерти. Не потому, что мы надеемся на нашу праведность, на наше мужество, но потому что верим в милосердие Божие. Верим мы или не верим, знаем ли Его всепобеждающую благодать или нет — вот единственное, о чем спрашивает нас Господь.
То, что теперь кажется несчастьем, в скором времени откроется как Божие благословение. Но ради принятия этого благословения мы никогда не должны идти ни на какое соглашение со злом, помня, что из всякого компромисса со злом, мы без конца это повторяем, победителем выходит диавол. Мы ни в коем случае не должны примиряться с тем, что по отношению к Церкви является непримиримым, стараясь избежать креста и обеспечить свою безопасность. Господь посылает испытания — жив ты еще или уже нет, христианин или нет?
В великих скорбях только Бог может утешить. Поэтому будем прежде всего молиться молитвой покаяния. В покаянии, как и в мученичестве, говорят святые отцы, — полнота заповедей Господних, в которых содержится жизнь вечная. Но покаяние наше должно быть нелицемерным. Оно должно быть исполнено решимости отвергнуться всякого греха, чего бы нам это ни стоило, и идти вслед наших мучеников. Во время скорбей надо взирать на распятого Господа и на святых мучеников. Бог попускает быть временному торжеству зла и многим скорбям для верных. Но Бог не совершает ошибок. Страшное значение земной жизни — не в тех скорбях и испытаниях, которые порой могут казаться непереносимыми. А в том, что земная наша жизнь определяет вечность. Мы либо избираем путь, который ведет к жизни, либо путь, который ведет к смерти. Во все времена Церковь — знамение, что с нами Бог. Да будет дано нам в нашей мере и в наших обстоятельствах совершать земное странствование вместе с Господом, восходящим ко Кресту и Воскресению, на каждый день молясь Его молитвой: «Да будет воля Твоя». Поистине, где царствует любовь ко Христу, там нет страха. И кончаются скорби там, где сияет слава Христова. Одеяние Церкви могло ли быть столь пасхально сияющим, если бы не было оно багряно-красным от крови мучеников? Поистине, это они «всегда несут в своем теле страдания Христовы, чтобы и жизнь Христова явилась в смертном теле нашем» (ср. 2 Кор. 4, 10).
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии