Среди афроамериканцев растет духовный спрос на «деколонизированное христианство», замешанное на язычестве

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Среди афроамериканцев растет духовный спрос на «деколонизированное христианство», замешанное на язычестве
Новый культ сочетает христианские службы с поклонением языческим божествам и «мудрости предков»

ВАШИНГТОН. В США среди афроамериканцев набирает силу гибрид «деколонизированного христианства» и африканских языческих культов, магии, божеств и «мудрости предков», сообщает religionnews.

Службы новой церкви The Proverbial Experience проходят каждое воскресенье в Instagram. Их ведет преподобная Ливонн Притчи Бриггс ( Lyvonne Proverbs Briggs) , основательница нового духовного движения. Служба начинается с личного приветствия каждому под фоновую евангельскую музыку, а Бриггс стоит перед домашним алтарем с друзами кристаллов и надписью «Бог есть любовь». Богослужение с музыкой и чтением Библии поначалу напоминает службу в AME (Африканской методистской епископальной церкви). Однако затем Бриггс воскуряет «священное древо» и шалфей и совершает возлияния по западноафриканскому обряду почитания предков – а это не только предки прихожан, но и борцы за свободу, деятели культуры и духовности, жертвы полицейского насилия. С каждым новым именем вода изливается и пресекается возгласом «аше», означающим «аминь» или «воистину» на нигерийском языке йоруба.

Бриггс, обладательница ученых степеней от Йельской школы богословия и Колумбийской теологической семинарии, считает свое учение «смежным христианству». Она свободно черпает для него обряды из практик гадания, астрологии, карт Таро и магии, а в проповедях то и дело поминает африканских языческих богов Ошуну, Обаталу и Оришу. «Я не проповедник времен наших матерей, – заявляет Бриггс. – Я вернулась к великим обрядам и таинствам моей детской веры. Я сумела деколонизировать свой дух и веру, и отныне мой долг и миссия в том, чтобы вернуться к мудрости наших предков и духовным традициям коренных народов, и на этом пути восстановить свою сущность, стать самой собой».

Большинство прихожан церкви The Proverbial Experience – афроамериканки, многие из которых выросли в семьях баптистов и прихожан AME, но расстались с ними ради возврата на «африканский духовный путь». Бриггс поощряет их к самоанализу и поиску утраченных корней своей веры и культуры. «Ткань, связующая нас воедино – это поиск, революция и восстание за свободу, справедливость, восстановление нашей самости и целостности, – говорит Бриггс в проповеди. – Как только мы открываемся африканскому обряду, мы ощущаем, как глубоки его живые корни в нашем существе. Мы, африканцы, пали духом в попытках приспособиться к системе, созданной для нашего уничтожения. Если мы хотим стать по-настоящему свободными и вольными, мы должны освободить нашу веру и духовное наследие предков».

Одна из прихожанок, Алисия Хадсон, 37 лет, выросла в баптистской среде. Сейчас она больше не ходит в церковь, но сохраняет любовь к Книге Псалмов. В последние годы она ввела африканские духовные обряды и традиции в свою жизнь, изучила язык йоруба и основы народной магии худу, возникшей в канун Гражданской войны как форма духовной защиты и сопротивления черных рабов. В доме она держит алтарь с фото бабушек и дедушек, с именами пращуров. Ее новая вера гласит, что предки служат нам проводниками, защитниками и целителями, дарующими физические, умственные и эмоциональные силы. Она приносит им в дар свежие цветы, воду и кофе. «Дары помогают мне укреплять связь с ними, – говорит Хадсон. – Теперь я знаю, что предки берегут нас в духовной сфере». Отказ от многих христианских традиций был для нее нелегок. Хадсон признается, что скрывает от семьи многое в своей новой вере. Заклинания и обряды, связанные с магией свечей, «пугают их». «Они не понимают, что я выхожу за рамки религии ради воссоединения со своей исконной культурой и поиска новых способов прославления Бога», сетует Хадсон.

При всей тяге к свободе, многие прихожане пока с трудом осваивают язык и понятия новой формы духовности. «Многие из нас до сих пор хранят верность церковному языку и сознанию, – признает Фулей Нгангмута, приехавшая в детстве из Камеруна с родителями-христианами, – хотя большинство, вероятно, уже не считает себя христианами. Мы глубоко понимаем традиции, которые с болью оставляем, и возвращаемся к своим духовным истокам, некогда породившим нас». Благодаря африканской родне и онлайн-исследованиям, 40-летняя Нгангмута проследила свое происхождение от народа ком на северо-западе Камеруна. «Смысл моих поисков был в том, чтобы заявить права на потерянные частички самой себя, которые подавлялись и замалчивались, на них было наложено табу, – говорит Нганмута. – Я просто хотела освободиться от гнета этих запретов и стать самой собой».

Сергей Игнатов

https://www.sedmitza.ru/text/9960938.html