СРЕДА 1-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Иеромонах Силуан (Межинский)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, вот и наступил Великий пост — время покаяния, время исправления, время исполнения наших надежд и чаяний. Потому что многие люди возлагали на эти дни святого поста свои надежды. И действительно в эти святые дни спускается с неба благодать Божия, особая благодать Божия, потому что весь пост приготовляет человека к великому событию — к Пасхе Христовой. И мы уже с первого дня Великого поста думаем об этом. Но что мы можем принести Господу, кроме как наших слез, нашего поста, нашей молитвы и наших добрых дел. Потому что если смотреть на все остальное, к большому нашему стыду нам нечего показать Господу, кроме этого.

Но требует ли от нас этого Сам Господь? Нет, не требует. Потому что слово Священного Пи сани говорит: на кого воззрю, на кроткого и на смиренного (Ис. 66, 2). Не нужны Господу наши славные дела во имя великой этой жизни на земле, а Ему нужна наша любовь во имя Его. Многих людей эти слова смущают. Почему, — они говорят, — мы должны жить ради Господа, ради Бога, Которого не видим. Вот, мы видим чувственные удовольствия, мы видим вокруг нестроения в нашей жизни, непорядки, беспорядки. Мы должны тратить жизнь на исправление всего этого, а нужно ли тратить жизнь на то, чего нет? 

Сейчас идет «борьба» у нас с нашей молодежью. Враг поднебесный возмутился против них. А люди взрослые погружены в погоню за благами для этой же молодежи, и не замечают, что они теряют своих детей. И даже доходит до того, что дети ими командуют, управляют, требуют, приказывают. Полностью нарушен ход вещей в жизни, который установил Сам Господь. Что-то же с этим делать?

Когда, как не сейчас, в дни поста, нам надо испросить у Господа решимости жить по-другому, осознания своих грехов и исправления своей жизни. Потому что если исправимся мы, то дети наши, глядя на нас, не могут жить по-другому. Они будут жить так, как они видели дома среди своих домочадцев. То есть, мы являемся примером для их жизни. Если мы ничего не делаем для исправления своей жизни, для того чтобы жить по заповедям Христовым, чтобы жить в любви Божьей, что мы можем требовать от детей? Постоянно слышишь на исповеди: дети делают то, дети делают это, как мне быть? Сын пьет, дочь занимается непонятно чем... И как мне молиться, что просить у Бога? Или: батюшка, помогите исправить эту ситуацию. То есть человек сам ничего не хочет делать, а только уповает на то, что помощь сама упадет с неба и все произойдет чудесным путем.

Но так не бывает! Всегда нужно что-то отдать, чтобы что-то получить. Даже человек, который приходит к колдуну, к ведьме, просит у неё срочного исполнения желания: погадай на картах или по руке, — он все равно что-то отдает. А что он отдает? Душу свою отдает, свою бесценную душу за исполнение какого-тот сиюминутного желания, какой-то прихоти. И люди идут на это с легкостью, даже не сознавая того, что это грядет для них не сиюминутное, а пожизненное наказание.

Вы, взрослые, должны понять и объяснить это детям, что нельзя обращаться ко всем видам колдунов, магов, экстрасенсов, ворожеям всяким. Потому что один раз обратился к ним — на всю жизнь душа попала в плен к бесам, которые участвовали в этом плохом и гнилом деле. Не следует об этом молчать.

У нас есть великолепное средство, которое оставила нам премудрость Божия для борьбы с духами поднебесными. Что это? Пост и молитва. Вроде бы все так просто — пост и молитва. Но на самом деле, нет сильнее оружия на земле, лучшего, чем это. Сильнее и страшнее для бесов, чем это.

Как совершается путь покаяния человека? Сначала он творит грех. Потом бывает, что у него просыпается, а бывает и не просыпается, совесть. Но рассмотрим тот случай, когда она все-таки у человека просыпается. И он понимает, что он сделал то, что не должен был делать. Он осознает свой грех и начинает судорожно искать, как же вернуть тот мир в душу, который был у него до этого сотворения греха. Бывает у нас такое чувство, что вот я пойду к батюшке, покаюсь, скажу грех, и все исправится.

Так вот, это поверхностное чувство покаяния — не то. Надо идти вглубь. Человек должен смотреть: откуда это произошло, что предшествовало этому сотворению греха, какие силы толкнули его на это, и почему он не устоял, почему у него не было защиты, чтобы не впасть в эту глубину, в пропасть греха? И когда он находит именно те струнки своей души, которые ослабли, он начинает их подтягивать с помощью исповеди, с помощью покаяния, с помощью советов священника.

Вот посмотрите, как бесы восстают против священников. От многих слышишь: священники не те, Церковь не та. Люди даже верят в Бога, но не верят в Святую Церковь; верят в Святую Церковь, но не верят священникам, в Ней служащих.

Но назовите мне на земле человека, который имеет две вещи. А именно, первое: умение прощать и разрешать от грехов; и второе: кто выносит Чашу с заветом Тела и Крови Христовых? Кто на земле имеет на это право? Только один человек — священник. Поэтому чтобы не говорили, все равно только к нему можно обратиться за помощью. Действенной помощью! Потому что, имея в руках завет человека с Богом — Тело и Кровь Христову, священник может подать истинное исправление, исцеление и надежду на вечную жизнь. Поэтому чтобы не говорили на Бога, на святую Церковь, на священников, — не нужно участвовать в этих делах тьмы, не участвовать в этих страшных по своему последствию беседах. Потому что от человека отступает благодать Божия за любое осуждение. Отступает благодать Божьей Матери, Которая может вымолить всё у Своего любимого Сына. И когда человек впадает в такое осуждение, он теряет всё. И тут, он впадает в страшное отчаяние и уныние.

Не нужно бояться отчаяния. Как говорил преподобный Силуан Афонский: держи ум свой во аде, но не отчаиваться. То есть нужно каяться, сокрушаться, надо уметь довести свою душу до такого раскаяния, но в тоже время не упасть до самого дна. То есть осознавать, что вот-вот я упаду, и в тоже время, надеяться на милость Божью. Это великое умение, и оно может прийти, только если человек ежедневно, ежечасно занимается тем, что исправляет свою душу.

Кто может сказать себе, что он без греха. Евангелие говорит: нет такого человека. Все мы не без греха. И поэтому молиться мы обязаны все. Что такое молитва, и какая должна быть правильная молитва? Человек молящийся просит у Бога того-то и того-то, даже не зная, нужно ли ему это. А какая же молитва нужна нам? Молитва — это когда человек осознает себя, погрязшего в пучину греха и призывающего благодать Божью, и Дух Святой входит в него. Это насколько же должно быть чистое сердце у человека, что Сам Дух Святой должен войти в него..? И уже находясь в духе Святом, просто молча, а пребывая в этой молитве, человек меняется.

Да, сердец-то чистых нет. Но никто не говорил, что мы не должны стремиться к очищению своих сердец. И опять возвращаемся: где как не в Церкви получить это очищение? И не на что более, как на Церковь восстают все силы зла мира. Если бы Церковь была не действенна, не имела той силы, которую имеет, почему же она до сих пор жива, и почему Её никто не смог уничтожить? И Господь нам всем православным дал обетование, которое делает нас сильнее всех в мире. Он сказал: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Её» (Мф. 16, 18). То есть никто в мире, не то, что бесы, никто в этом мире не сможет уничтожить нашу Церковь. И как бы они не восставали и не придумывали какие-то законы, нарушающие ход нашей жизни и ход бытия нашей Церкви, это невозможно, потому что невозможно пойти против слов Божьих, против слов Священного Писания.

Недавно слышал, что человек сказал: а кто вам сказал, что Библию написал Бог? Её написали люди. Я говорю: да, тысяча шесть сот лет писали, и почему-то все в одном духе писали. И семьдесят два человека тысяча шестьсот лет писали. А почему-то дух Священного Писания один и тот же. Не будем уже говорить о технических исследованиях, которые проводили люди. Но как можно объяснить то, что слово Священного Писания живо? И все учения мира — еретические и так далее, тоже берут свой корень в Библии, потому что нет другого источника жизни.

Чем пользуются бесы и ведьмы? Берут туже самую благодать Божью, воруют ее и преподносят ее, как свою силу. Люди покупаются на это и падают. Хотя нет на земле никаких энергий, никакой благодати, кроме как Божьей. Все движется только Духом Святым. Но люди воруют у Бога и признают, что это «мое». Кто-то на это попадает.

Так вот, надо самим это понимать прекрасно и учить своих детей, потому что нет у нас детей — нет у нас будущего. Есть у нас дети, которые верят в Бога, боятся греха и надеются на Бога, тогда у нас есть вечная жизнь. У нас есть надежда не только на будущее нашей России, но и на будущее нашей собственной души, на ее спасение в жизни вечной.

Поэтому в этот день, в который у нас первое Причастие Великого поста (сейчас мы все приступим к Чаше Святого Тела и Крови Христовых), попросим у Господа неленностного исполнения, решимости исполнения заповедей Божьих. И чтобы мы не оставляли Господа, чтобы Он давал нам силы решимости и не поворачиваться к Нему спиной, а всегда с любовью, надеждой смотреть Ему в лицо. Аминь.

https://www.optina.ru/sermon/sr1sed_vp_17s/