Спасская церковь в селе Вяз

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

В этом августе «Российские древности» совершили очередное большое путешествие, и в этот раз мы снова посетили Кировскую область. Сегодня мы расскажем о памятнике архитектуры XVIII века – церкви Спаса Всемилостивого в селе Вяз Кирово-Чепецкого района. Этот храм сегодня является одним из самых интересных (и самых нетипичных) образчиков малоизученного вятского барокко, стиля, который вобрал в себя характерные элементы русского узорочья, московского и петровского барокко.

Храм Спаса в 1912 году

Село Вяз было основано в 1695 году и его происхождение связано с любопытной легендой. Так Известия Императорской Археологической Комиссии (Выпуск 44, 1912) упоминают о предании, согласно которому село обзавелось церковью после чудесного явления лика Спасителя на огромном вязе. В тот же год жители получили от архиепископа Вятского Ионы (Баранова) храмозданную грамоту. Так в селе появилась первая деревянная Спасская церковь. Сохранившихся свидетельств об облике первой церкви нет.

Указ о возведении новой деревянной Спасской церкви от 21 октября 1764 года за № 1513 обозначил новый этап в истории храма. Спасская церковь с приделом в честь новоявленного святого Димитрия Ростовского была построена в 1766 году, но в 1779-м перевезена на Ахтырское кладбище из-за строительства нового каменного храма во имя Нерукотворённого образа Спасителя в Вязу. Именно его мы можем видеть сегодня.

Строилась каменная двупрестольная церковь в период  с 1773 по 1777 годы на средства приходского крестьянина Ивана Леонтьевича Санникова и других прихожан. Основной объем – одноглавый двухэтажный четверик с небольшой трапезной соединен со столпообразной колокольней, сложное многомаршевое крыльцо представляет и сегодня особый интерес для исследователей. Нижний «теплый» храм освящен в честь Святителя Дмитрия, верхний «холодный» – в честь Всемилостивого Спаса. Любопытно, что охранная табличка на памятнике указывает на год постройки второй деревянной церкви, а не каменной.

Фото: Снежана Шабанова / russianold.ru

Основным строительным материалом являлся глиняный кирпич. Для декорирования фасадов использовался кирпич лекальный. Композиция и оформление храма сочетает в себе характерные черты барокко и классицизма Исследователи отмечают сильное влияние Устюжской школы зодчества, что довольно необычно. В целом архитектура сооружения соответствует классическим канонам: притвор, трапезная, главная часть и алтарь. Обращает на себя внимание вход в храм, который представляет собой асимметрично выдвинутое крыльцо с арочными проемами. Решение, нехарактерное для вятских храмов.

Лестница в крытой галерее ведет на второй этаж. Нельзя не упомянуть о затейливости декоративного оформления: здесь и профилированные наличники, и пилястры, и раскрепованные карнизы.

Внешнее убранство церкви изобилует деталями, которые вместе с архитектурной конструкцией формирует величественный нарядный облик. Трехярусный четверик основного объема декорирован пилястрами на углах и в центре фасадов. Карнизы с раскреповкой в местах примыкания пилястр формируют деление на ярусы. Отделка верхнего яруса включает балюстраду с колонной посередине. Обращает на себя внимание и изящное оформление окон бровками и колонками. Сложной формы купол несет два световых восьмерика с завершением в виде восьмигранной главки.

Пятигранная алтарная часть церкви и трапезная имеют два яруса Столпообразная колокольня состоит из двухярусного четверика и трех восьмериков с завершением в виде восьмигранного купола.

Из сохранившихся документальных источников известно, что приход насчитывал 992 мужчины и 1168 женщин и включал 26 деревень и починков. Служившие при храме священник и пономарь жалования не получали, жили, возделывая церковную землю, а также за счет платы за исполнение треб.

Императорская археологическая комиссия, проводившая замеры в начале XIX столетия зафиксировала хорошую сохранность памятника и исключительную его интересность:

Холодный храм устроен внутри крестообразно. Своды котловые в виде круговой дуги. Посреди церкви поставлены 2 четырехгранных столба. Сохранились слюдяные окна. Алтарь с одним полукружием. Теплый храм помещается в нижнем этаже, престол в нем в честь св. Димитрия Ростовского. В нем такие же своды и столбы. Стены первоначальные, сплошной кладки из продолговатого кирпича. На углах церкви и между полукружиями алтарей поставлены полуколонки, спущенные на полки; между окнами полуколонки, опирающиеся на подставки. Кровля двускатная, глава одна. В иконостасе верхнего храма все иконы старого письма и сохраняются в первоначальном виде. В церкви местночтимая икона Спасителя. Стены холодного храма расписаны живописью. Колокольня каменная в виде круглой восьмигранной башни. В церкви имеется серебряный крест с финифтяными изображениями.

Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

Богатый на события XX век едва не обернулся к полным разрушением Спасского храма. Гонения на церковь в советский период часто сопровождались разграблением и уничтожением церковного имущества и построек. Храм в Вязу исключением не стал. В 1938 году он был закрыт и разорен: кресты спилены, иконостас сломан, колокола разбиты, ограда разобрана. Далее, в разные годы помещения использовались под различные нужды. Так в послевоенный период здесь жили немецкие военнопленные. Нижний этаж также использовался как хранилище удобрений и сельхозтехники.

К началу 21 века храм представлял собой печальное зрелище: разруха и разорение, надписи поверх проступающих на стенах фресок, обрушившиеся своды. Силами местной православной общины началось поэтапное возрождение церкви. По мере восстановления были возобновлены богослужения. В 2009 году с воссоздания прихода в честь Спаса Всемилостивого начался новый период в истории замечательного архитектурного памятника.

Сегодня в селе осталось лишь несколько жилых домов. Однако реставрация храма поэтапно продолжается. В 2014 церковь обрела новый крест и шпиль. В 2017 на колокольную звонницу были подняты колокола. Приведен в порядок нижний придел. Предстоит большая работа по реставрации и восстановлению верхнего придела и сохранившихся фресок.

Мария Буклаева
13 сентября 2024 г.

Источник: "Российские древности"