СОЗНАНИЕ СВОЕЙ НИЩЕТЫ С ПОЛНЫМ УПОВАНИЕМ НА БОГА – СВИДЕТЕЛЬСТВО ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В БОГЕ И С БОГОМ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Святая Троица. Икона из музея имени Андрея Рублева. XVI в. Москва. Россия

Слово в День Святой Троицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с Вами празднуем Сошествие Святого Духа на Церковь и на каждого из нас, День Святой Троицы!

Ещё десять дней назад ученики Спасителя переживали о расставании со своим Учителем и Господом! Но Спаситель сказал им: «Вам не нужно скорбеть по случаю разлуки со Мною, когда она доставит вам столько благ и столько мудрости. Ибо пока Я Сам пребываю у вас и Дух не придет, вы ничего ни великого, ни высокого не можете уразуметь».

То есть без живого общения с Богом, без схождения на человека Духа Божия он ничего не сможет уразуметь, ни великого, ни высокого.

«В Боге жизнь... Отчуждение и удаление от Бога есть зло несноснейшее даже будущих геенских мучений, зло самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света и для живого отнятие жизни»[1].

Богообщение «должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, если нет общения с Богом, если оно не ощущается, человек должен признать, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает, что Бог истинный есть его Бог, и сам он есть Божий, т.е. говорит в сердце своем Богу: Господь мой и Бог мой (Ин. 20:28) есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно христианской духовной жизни»[2].

Все мы призваны стать обителью Святой Троицы и, как говорит Спаситель, «приидем и обитель у него сотворим!» (Ин. 14:23).

И это действие в нас Бога, в Троице поклоняемого, есть общение Его с духом нашим. Это общение бывает от Бога, нераздельного в Трех Лицах. Потому и говорится, что и Сын, и Дух Святый, и Отец входят в общение с нами. Вот как велика к нам милость Божия, Триипостасный Бог живет в нас!

Но само богообщение совершается благодатию Святаго Духа, который устраивает в нас обитель и вместе с Богом Отцом и Богом Сыном вселяется в нас.

«Дух Божий живет в Церкви. А живет ли в нас Дух Божий?» Что происходит с душой человека, с самим человеком при встрече с Богом?

Вспомним Авраама и пророка Исаию. Взирая на Бога и увидев величие Его всемогущества, Авраам познал свою нищету пред Богом, признал себя землею и пеплом.

Также и пророк Исайя, когда увидел Бога на престоле, также познал свою бедность, нищету пред Богом. Видящий Бога видит себя и, чем яснее видит Бога и себя самого, тем с большим благоговением почитает Его, а себя самого уничижает. Кто Ты, Господи? и кто я? Ты – бездна бытия и истинной славы; а я – бездна ничтожества и окаянства![3].

Также и апостол Пётр, видя чудо, свершенное Господом, и видя свою нищету, воскликнул: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5:8).

«Дух Божий сокровенно действует на дух человека и приводит его в движение, восстанавливает в нем чувство всесторонней зависимости от Бога, что Бог есть, все содержит и есть Мздовоздаятель. Всё это пробуждает нашу совесть, которая есть свидетель наших дел и чувств, между которыми редко что встречается такое, на что бы с одобрением воззрел Бог. Совесть вместе со страхом Божиим и чувством всесторонней зависимости от Бога ставят человека в чувство безвыходности своего положения: как говорит Священное Писание, «Куда пойду... куда побегу?» (Пс. 138:7). Но бежать некуда: пойман и в руках Божиих»[4].

Поэтому святые отцы говорят: «Если увидишь свои грехи, как песок морской, и это есть начало просвещения души своей и знак ее здоровья»[5].

То есть, общаясь с Богом, душа человека, прежде всего, видит свою нищету. «Преуспеяние в духовной жизни проявляется все большим и большим сознанием своей негодности, в полном значении этого слова, без всяких ограничений; так что если дается себе цена, в каком бы то ни было отношении, дело пошло неправильно»[6].

Поэтому, по словам святых отцов, «сердечное сочетание с Господом <…> полагается впознании своей бедности и познании богатства Иисус Христова. Вера переносит богатство Христово на свою бедность и ради того сочетавает [соединяет] сердце с Господом»[7]. Именно это познание собственной нищеты с упованием на Бога есть признак общения души с Богом.

Это видение своей нищеты рождает в человеке видение обилия милости Божией, являемых Богом в Промысле о человеке, что каждый человек со всех сторон окружен милостями Божиими, что, как говорит святитель Феофан Затворник, меньше дышишь, чем получаешь милостей и что самый миг больше, чем само расстояние от милости к милости.

Многих бед мы и не замечаем, потому что они незаметно проходят для нас. Но обернувшись назад, мы не можем не увидеть, что там и там была беда и прошла нас, а как миновала, сказать не можем. Таких сокровенных к нам – к каждому из нас – милостей Божиих несчетное множество.

Отсюда рождается благодарение Богу и радость, радостное принятие всего случающегося в жизни. Потому что тогда человек всегда видит руку Господню, изводящую его из скорбей и бед. Такой человек всему рад, подобно бедному, который принимает всё и всяким подаянием оказывается доволен.

Есть такой акафист «Слава Богу за всё», это был один из любимых акафистов отца Иоанна (Крестьянкина). В нём изливается благодарность души человеческой Богу, за все те милости, которыми Он ее окружает. За какие же это милости?

за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего (Кондак 1);

[за] щедрые дары Твоего Промысла, явленные мне с первого дня и доныне (Икос 1);

за то, что ты призвал меня к жизни (Икос 1);

за то, что ты явил мне красоту вселенной (Икос 1);

за то, что ты раскрыл предо мной небо и землю как великую книгу премудрости (Икос 1);

за то, что возлюбил нас любовию глубокою, неизмеримою, божественною (Икос 12);

за тайные и явные милости Твои (Икос 1);

за непрестанные заботы обо мне (Икос 5);

за промыслительное стечение обстоятельств (Икос 10);

за счастье жить, двигаться, созерцать (Икос 5);

за чашу жизни, за хлеб вечной радости (Икос 11);

за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости (Икос 1);

за светлые минуты моей жизни (Икос 5);

за ясные радости сердца (Икос 5);

за то, что посылаешь нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других (Икос 9);

за глубину Твоего разума, отпечатленного во всем мире (Икос 3);

за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий (Икос 3);

за кротость животных, служащих нам (Икос 5);

за промыслительные встречи с людьми (Икос 5);

за любовь родных, за преданность друзей (Икос 5);

за отдых благодатного сна (Икос 4);

за Твою близость во мраке, когда далек весь мир (Икос 4);

за земную жизнь, предвестницу небесной (Икос 2);

за надежду бессмертной нетленной красоты (Икос 3);

за нашу неутолимую жажду богообщения (Икос 6);

за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою (Икос 6);

за все, открытое нам по благости Твоей, за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей (Икос 7);

за все, о Троице Божественная, Всеблагая! (Икос 12).

И всё это утверждает человека в его уповании на Промысл Божий и преданность воле Божией. Итак, дорогие братья и сестры, будем помнить, что сознание своей нищеты с полным упованием и преданностью Богу – есть свидетельство жизни человека в Боге и с Богом.

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

27 мая 2018 г.


[1] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения – М.: Правило веры, 2010. – с. 50.

[2] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения – М.: Правило веры, 2010. – с. 54.

[3] Вениамин (Федченков), митрополит. Царство Святой Троицы //https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/tsarstvo-svjatoj-troitsy/

[4] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 22 //https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-est-dukhovnaja-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsja/22

[5] Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма Валаамского старца //https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamskij/pisma_valaamskogo_starca/2

[6] Феофан Затворник, свт. Собрание Писем. Т. 4. Письма к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине (в миру Софье Михайловне Ивановой). Письмо 705 //http://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-4-705.html

[7] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского вероучения. Чувства и расположения на пути воссоединения с Богом. Чувства и расположения на пути сочетания с Господом Спасителем // https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/4

https://pravoslavie.ru/113289.html