СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЦЕРКВИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сегодня мы говорим о современном человеке в Церкви. Законы, да и духовная жизнь со временем не меняются, а человек, человечество меняются, и современная жизнь все дальше и дальше отходит от Бога, от Церкви, от Евангелия, от христианского уклада. Как христианину противостоять этим разрушительным тенденциям? Об этом шла речь на встрече проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря с епископом Иосифом (Королёвым), наместником Оптиной пустыни.

– Владыка, первым задам вопрос, который задавали Христу: как спастись?

– Веровать в Бога, молиться Богу, любить ближних. Люби ближних своих, как самого себя, – в этой заповеди все и заключается. Это если кратко говорить. Если развивать тему современной жизни, духовной жизни в современном мире, то и наши предки считали, что весь мир – греховный. Сейчас греховность в мире еще больше увеличивается, как вообще выживать христианам?

У каждого века свои грехи. Мы не осуждаем мир, мы не осуждаем людей, мы не имеем права. Мы можем скорбеть, что нравственность разрушается, что наших детей нравственно разрушают, а самих людей мы не осуждаем. Мы в монастыре живем, слава Богу, у нас свои искушения, для этого мы и уходим в монастырь, чтобы создавать такую атмосферу для спасения. А живущим в миру, конечно, важно иметь такие святые места, где можно встречаться, в первую очередь, молиться, храм посещать, где можно быть вместе, общаться, быть одной душой. И это нам помогает в современной жизни выживать духовно. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26–27). Вот насколько важно общество, общение. Надо быть вместе, надо всегда быть едиными во Христе.

– Владыка, Вы с 16 лет в монастыре, в начале 90-х уже были в Пафнутьево-Боровском монастыре, то было время всеобщего воодушевления. Тысячи людей крестились, и были какие-то большие надежды, Церковь возрождалась. Сейчас, наверное, такого порыва уже нет, время немного другое, все как-то поуспокоились. Вы не скучаете по тому времени? Не кажется, что тогда было лучше, а сейчас хуже? Как Вы смотрите на современную жизнь в целом? Какие плюсы или недостатки видите?

– Да, действительно, ностальгия часто бывает – по детству, по юности. И время действительно было другое – время возрождения Церкви, когда в монастыри шли люди, молодых много шло, в семинарии большие конкурсы были. Такой был духовный подъем, хотя и непросто было – монастыри только начинали строиться, и ошибки были, но все равно порыв такой был – отцов святых читали. С одной стороны, благочестие, свобода появилась, с другой – сектантство и пороки, и западные все эти ценности начали внедряться. Такие крайности были. А сейчас, если можно так сказать, мы привыкли к духовной жизни, и духовенство в том числе. Но не должно быть расслабления, не должно быть равнодушия, все равно нужно гореть сердцем.

Не должно быть расслабления, не должно быть равнодушия, нужно гореть сердцем

При этом для Церкви сейчас очень хорошее время, Церковь независимая, Церковь может свою позицию выражать. Святейший Патриарх часто говорит, что сейчас такое благоприятное время для Церкви, с одной стороны. С другой стороны, зло распространяется, враг не спит, и нравственность идет в нехорошую сторону, и крайности такие существуют в мире. Мы все должны работать, должны нести добро, свет, каждый из нас, христиан. Каждый на месте своей деятельности должен нести свет Христов. Так что у каждого времени свои плюсы и свои минусы.

– Владыка, с чего начать духовную жизнь? Если человек обращается к Богу и желает в своей жизни что-то изменить, начинает ходить в храм, на что обратить внимание в первую очередь?

– Надо знать теорию, Евангелие прежде всего. А то бывает, человек ходит год-другой и говорит: «Да я Евангелие не читал». Конечно, нужно читать Священное Писание, Закон Божий. Крайности бывают, когда человек или чересчур горячий, или скептически холодный. Горячий начинает какие-то подвиги выше сил нести, а потом, бывает, в другую крайность срывается вплоть до ухода из Церкви. Все должно быть гармонично. Любовь к ближнему и любовь к Богу. Без любви к ближнему любовь к Богу невозможна. Главное, чему Господь нас учит, – мы все должны любить друг друга и быть едиными.

– Обязательно ли искать духовника современному христианину или, может быть, можно ориентироваться по книгам, информации в интернете, обращаться за помощью к разным священникам, самому принимать то или иное решение?

– Да, книги – хорошо, священники – хорошо, нужно спрашивать, общаться. Хорошо, когда имеешь духовного руководителя. Но надо быть осторожным. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал, что наставники оскудели. Другие отцы учат, что не надо искать пожилого и прозорливого, нужно искать духовно опытного, смиренного. Дело не в возрасте.

Как мы обычно прихожанам говорим: на исповедь ходите, общайтесь с батюшками разными, и если чувствуете контакт, помощь, поддержку духовную, то через какое-то время можно попроситься к батюшке в духовные чада. Но не торопиться, потому что это очень серьезное дело. Прежде чем сесть на корабль, нужно выбрать доброго кормчего, чтобы не претерпеть кораблекрушение. Это очень серьезный шаг, поэтому надо ходить где-то год к одному священнику. Да и не каждый батюшка соглашается духовных чад брать по разным причинам. Будет духовник – хорошо, не будет – ничего страшного. Нужно читать святых отцов, слушать проповедников наших, самых лучших, – отца Андрея Ткачева и других, и потихоньку двигаться в духовной жизни.

– Как считаете, у мирянина может быть духовником монашествующий?

– Может. Я знаю, разные точки зрения бывают по этому вопросу. Не нужно смущаться. И в миру есть опытные батюшки, белое духовенство так называемое. Это не так существенно. Бывает, что некоторые смущаются – монахи не ведут семейную жизнь, могут не понимать каких-то вещей. Я бы сказал, что опытные монахи, которые уже большой опыт имеют духовничества, могут любые вопросы решать, в том числе и семейной жизни.

– Вопрос об Иисусовой молитве. Мирянину надо ей заниматься? Бывают случаи прелести.

– Святые отцы пишут, что мирянам благословляется заниматься Иисусовой молитвой. Но духовный руководитель нужен обязательно. Быть осторожным нужно. Да, действительно, мы знаем примеры, когда люди повреждались, в гордыню впадали. Тут чего нужно бояться – в гордыню впасть, в прелесть, когда ты никого не слышишь, считаешь себя хорошим. И это ошибки в делании Иисусовой молитвы, когда стремятся достичь каких-то духовных состояний, особых видений, еще чего-то. Это неправильно. У Иисусовой молитвы есть главный фундамент – покаяние. Покаяние и сосредоточение в словах молитвы. Это фундамент, с которого ты не упадешь, если действительно считаешь себя самым грешным.

Иисусова молитва никогда не повредит – можно произносить ее про себя или вслух, когда один находишься. «Именем Иисуса убей супостата», – говорится у святых отцов. И разгоняется нечистая сила через призывание имени Божия. И достигается очищение сердца и души.

– Стоит ли начинающему христианину сразу читать книги древних святых отцов? Или, может быть, начинать с современных церковных писателей?

– Древних тоже нужно читать. И современных нужно. Книга вообще обязательна для каждого человека, потому что книга помогает нам соблюдать духовную жизнь. Когда перестаем читать, мы погружаемся в страсти. Хоть сколько-то надо в день прочитывать. Конечно, хорошо читать близких нам по времени святых отцов – того же преподобного Паисия Святогорца, проповедников XX века, которые про наши условия жизни говорили и писали.

Но классику, если так можно сказать, ни в коем случае нельзя игнорировать. Святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова) мы должны знать. Если мы в храм ходим и не открывали их ни разу, то это очень большое упущение. Мы с этого начинали, в 90-е годы другой литературы еще не было. Может быть, немного тяжеловатый язык у Феофана Затворника, но зато находишь для себя очень важные моменты. «Лествицу» тоже надо знать, выборочно читать стоит все-таки. Есть специальные издания для мирян, где убираются такие вещи, которые невозможно в миру совершить, – я имею в виду послушание. А про гнев, про зависть, про тщеславие, про добродетели, про смирение очень полезно в той же «Лествице» почитать.

Сейчас с книгой конкурируют аудио- и видеоформаты. Если у человека нет возможности, нет времени читать, много времени за рулем проводит – пожалуйста, включайте наших проповедников, слушайте, чтобы время зря не тратить. Радио «Вера» прекрасные поучения транслирует. Надо постоянно в этом поучаться, каждый день воспринимать что-то доброе от святых отцов. В любом формате – книжном или аудио, но надо обязательно.

Надо каждый день воспринимать что-то доброе от святых отцов

– Наверное, у каждого церковного человека на том или ином этапе воцерковления возникают мысли о монашестве. Как понять, есть у тебя призвание к монашеству или нет? Как проверить?

– Насчет каждого я не знаю. Вряд ли у каждого. А что касается выбора монашеского пути, я считаю, что тут должна быть твердость, уверенность. Чтобы человек шел в монастырь и не колебался. Старцы, игумены всегда проверяли, не пускали, заставляли три дня жить у входа в монастырь. Испытывали человека, что он твердо этого хочет. Должно быть желание, горение, которое еще будет испытываться. Надо и теорию знать, понимать, на что ты идешь. Ты ломаешь себя, полностью подчиняешь своей воле гордыню, отдаешь себя в волю Божию, Богу служишь – тогда будут результаты монашеской жизни.

– Не у всех получается читать утреннее и вечернее правило. Не хватает просто сил. Как еще можно молиться?

–Конечно, в идеале надо встать минут на 15 раньше и выполнить. Мы понимаем, как тяжело, но к этому идеалу надо стремиться, не расслабляться. Некоторые наизусть правило читают, пока к метро идут, кто-то слушает – это все равно лучше, чем никак. Краткая молитва Иисусова, по четочкам, когда никто не видит, – можно. Краткая молитва чем лучше? Не так ум рассеивается. Пока ты идешь, длинную молитву ты не можешь прочитать или прочитываешь ее формально. А краткую можно. Даже «Господи, помилуй» произнесешь 10–20 раз, и душа очистится. Или Иисусова молитва – семь слов. Она помогает в течение дня сохранять память о Боге. Отцы учат: хоть краткое правило, но постоянное. Лучше так, чем большое, но нестабильное.

– Если говорить о человеке, который в Церкви, допустим, уже 10–15 лет, он должен как-то вырасти? Каким он должен стать? Нужно ли проверять свое духовное состояние?

– Нет, сам себя не проверишь. Это гордыня будет, если ты скажешь: «Я стал духовнее за эти годы». Это в прелести человек, если он так говорит. Конечно, рост духовный должен быть. И рост подразумевает работу над собой. Человек ходит на исповедь, но одни и те же грехи повторяются, и люди смущаются. Тут смущаться нечего, такова человеческая природа. Но главное, чтобы было желание трудиться, руки не опускать.

Самая большая проблема, которая и духовенства может касаться, и монахов, это когда человек перегорает. Вначале горела душа, сердце, а потом проходит время, смотришь, а человек уже ничего не хочет, на службы не ходит. Грустно за этим наблюдать. В монастыре строгая дисциплина, и, бывает, и благочинного боятся, и наместника. А в миру? Если жена мужа тянет в храм или муж жену, это хорошо. Но надо самому себя поддерживать. Для этого правила есть, молитвы. И понуждение. Без понуждения никак.

Надо самому себя поддерживать. И понуждать. Без понуждения никак

– Как часто нужно исповедоваться? Что делать человеку, если он давно в Церкви и кажется, что все одно и то же? Может быть, не исповедоваться какое-то время? Или исповедоваться только по совести, когда что-то случилось? Стоит ли мирянину исповедовать помыслы духовнику?

– Да, по совести. Но как часто? В зависимости от того, как часто человек причащается. Да, грехи повторяются. Это волновать не должно, руки не опускайте все равно. Главное, чтобы исповедь не превращалась в формальность. Кто приходит часто исповедоваться, тот все равно над собой работает и следит, чтобы это не формально было, а искренне. Каждый грех индивидуально переосмысливаешь каждый раз. Без исповеди причащаться не каждый священник благословит. Если только подряд праздники и человек исповедовался два дня назад. Но это по благословению духовника.

По поводу помыслов. В монастырях к этому стремились. Что касается мирян, то когда у тебя один и тот же батюшка, духовник и ты ходишь к нему, исповедь и есть откровение помыслов.

– Вы были келейником отца Власия, которого в народе почитают как старца. Есть ли сегодня старцы и нужно ли их искать?

– Мне сложно говорить. Есть духовные отцы, к которым люди идут за помощью и получают ее. Слово «старец» имеет в Церкви высокий смысл, который отражает не только опыт духовный, опыт священнической жизни, но еще и какие-то дары, харизмы. Все-таки от старца мы ждем большего. Я не буду называть конкретных имен, но уверен, что старцы есть и еще будут в нашей Церкви, потому что Дух Божий живет в Русской Церкви. Надо искать не старцев, а духовников, которые будут давать жизненные советы.

– Сейчас много православных психологов. Есть попытки объединить отеческое учение, святоотеческий взгляд на человека с современными методами психологической науки. Порой кажется, что психология вытесняет пастырство и перенимает его обязанности на себя. Что Вы об этом думаете?

– Да, эта проблема есть, и это очень большая проблема общества. Востребованность психологов стала очень большой. Казалось бы, комфорт в обществе растет, уровень жизни растет, больше удобств появляется, а счастливее люди не становятся. Люди попадают в суету, и возникают душевные проблемы. А так как далеко не каждый может идти в церковь, в храм Божий, к священнику, люди ищут, чем это заполнить, и идут к психологам. Но надо быть осторожным. Если уж кому-то надо к психологу, нужно хорошо все изучить, чтобы не попасть в какие-то сети. Очень много браков разрушили психологи, пусть не обижаются – я знаю примеры. Это факт. Психологи должны соединять семьи, а они часто говорят: «Измена – это нормально». Грех это!

– Как Вы относитесь к батюшкам-блогерам, к присутствию монахов в соцсетях и вообще ко всему, что имеет отношение к блогерскому православному миру? Какие плюсы, какие минусы, какие опасности Вы видите здесь?

– Хорошо отношусь. Занимаются батюшки, есть у них талант, и слава Богу. Отец Андрей Ткачев не блогер, но у него миссия идет через интернет. Отец Владислав Береговой, отец Николай Бабкин... Я сейчас им рекламу сделаю всем. Отцу Павлу Островскому сделаю рекламу. Все молодцы батюшки, трудятся, стараются, время посвящают. Растут в блогерстве своем, опытными становятся.

Есть талант, и слава Богу. Миссия через интернет – поле непаханое. У каждого свой стиль, это хорошо. Кто-то с шутками, кто как. Каждый свой стиль вырабатывает, лишь бы, как говорится, не себя проповедовать, а Христа, вести людей к Богу. У каждого свои методы.

Источник: Московский Сретенский Монастырь
Епископ Можайский Иосиф

https://www.optina.ru/24_sovremennyj_chelovek_v_cerkvi/