СОВМЕСТИМЫ ЛИ ХРИСТИАНСТВО И КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В реалиях сегодняшнего дня не абы какую актуальность приобрела тема ответственности – персональной и коллективной. И если с первой всё предельно ясно: каждый, безусловно, ответственен за собственные поступки, слова, желания и намерения, то в отношении второй определённости в последнее время поубавилось.

Нет, не то чтобы в этом вопросе появилась какая-то неясность или же обстоятельства последних месяцев открыли перед нами некую новую проблематику и в обществе сформировалось сознание другой определённости, противоположной прежней. Просто в реалиях войны сознание отдельных людей родило идею коллективной ответственности и те, кому пришла в голову мысль, что за те или иные злодеяния ответственны не только непосредственные исполнители, их руководители, авторы приказов и идей, стали щедро ею делиться. Причём не только в кругу своего общения, но и в медийной сфере, и на просторах интернета. Тем более что данная идея хорошо легла на болезненно переживаемое нашим обществом сознание значимости маленького человека.

Я уже как-то писал об этом: когда один человек, посетив, например, кофейню, пьёт кофе и получает удовольствие от процесса, другой точно такой же посетитель той же кофейни наслаждается совсем другим. Он старательно суммирует в мозгу, сколько и кому он принёс пользы, не пройдя мимо кофейни и не сэкономив лишние полсотни гривен: малый бизнес поддержал, возможность заплатить налоги дал, в ряды тех, кто своими налогами содержит чиновников влился, в поддержке государства поучаствовал. Во как! Вроде маленький, незаметный человек, а без него никуда.

Поэтому нет ничего удивительного, что люди, мыслящие подобными категориями, которые в собственных глазах «маленькие, но и всемогущие», под тем же углом смотрят и на всех подряд: от соседей по лестничной клетке до «запоребриковых недругов»: идея рождается у одного, приказ отдаёт второй, выполняет третий – виноваты все вокруг: и те, у кого такой же паспорт, и те, кто той же национальности, и все, кто рядом с ними стояли. А то как же? Они же у себя налоги платят-чиновников содержат-государство поддерживают? Значит, виноваты. И неважно, что подавляющее большинство, заходя в тамошние кофейни, просто пьёт кофе. Ответственны все, и точка.

Я не намерен заниматься здесь анализом общественного сознания. Для этого есть специалисты различной ширины профиля. Меня волнует совершенно другое. В том, что наше общество прониклось сознанием коллективной ответственности, как раз ничего удивительного нет. Общество это ни разу не христианское, его даже просто религиозным назвать сложно. А потому с него взятки гладки. Плохо то, что сознанием коллективной ответственности постепенно начинают проникаться верующие. Не все, конечно, и не в одинаковой степени, но всё-таки.

Одни прямо утверждают, что беззакония творят отдельные люди, а виновны все их сограждане, соотечественники и единоверцы. Другие, ничего подобного не утверждая, всякий раз оправдываются как виноватые за чужую страну и мифический «русский мир». Третьи молча принимают на свой счёт все те потоки ненависти, которые изливаются отовсюду, хотя к тому, что эту ненависть вызывает, не имеют ни малейшего отношения. А кое-кто и вовсе уже вовсю винится и кается в чужих грехах с такой готовностью, будто бы сам эти грехи совершал.  

Так вот, пока сознание коллективной ответственности не стало частью уже церковного сознания, пока никто из узнаваемых лиц Церкви не начал говорить или писать с оглядкой на это самое сознание, мне очень хотелось бы напомнить: ни Священное Писание, ни нравственное учение Церкви ни о какой коллективной ответственности не знают. Напротив, Церковь всегда знала, что каждый отвечает исключительно за себя, что нельзя собственную ответственность переложить на чужие плечи или с кем-то её разделить.

Желающие, конечно же, могут поспорить. Но об этом спорить нужно не со мной, а, например, с пророком Иезекиилем, с уверенностью утверждающим: «…Сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся» (Иез. 18:20).  Или даже с Моисеем и Аароном, у которых, даже во времена, когда люди жили глубоко племенным сознанием, вызвала недоумение и ужас готовность Бога истребить еврейский народ за бунт Корея, Дафана и Авирона. «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение. Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество» (Числ. 16:20–22). Пересказывать дальше события шестнадцатой главы Книги Чисел я не вижу смысла, однако нам хорошо известно, что кара Господня настигла исключительно бунтовщиков и их сторонников. И это, заметьте, лишь два примера из многих. Те, которые просто вспомнились в процессе набора текста.

Так что, друзья, даже в голову не берите мысли о коллективной ответственности многих за грехи одного или нескольких. Нет никакой нужды мучить себя тем, во что никогда не верила Церковь, чего не утверждает Писание, в чём не удостоверял нас Господь. Как бы кому ни хотелось навязать нам мысль о коллективной ответственности, следует помнить, что истина совсем в другом: «…Я буду судить вас... каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18:30).

Протоиерей Владимир Пучков

https://pravlife.org/ru/content/sovmestimy-li-hristianstvo-i-kollektivna...