Советское наследие – двуличие и внутренняя несвобода

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на новое поколение, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ:

Если попытаться однозначно ответить на этот вопрос, то, конечно же, увы, нет, не ушло. Для меня с ним будет покончено, когда будут возвращены исторические названия всем городам и улицам, некоторые из которых доныне носят одиозные имена террористов, государственных преступников, деятелей, так или иначе ответственных за национальную катастрофу 1917 года, когда будет удалена мумия с центральной площади нашей древней столицы, а само здание мавзолея будет музеефицировано.

Скажем, там можно было бы организовать электронную – по причине малой площади – экспозицию, в которой после предварительной модерации историков были бы представлены поступившие по интернету или же оставленные непосредственно в мавзолее свидетельства всех пожелавших россиян о последствиях действий предводителя октябрьского переворота, – это была бы Открытая книга народной памяти, приношение всем жертвам революции, гражданской войны, последующего большевистского террора.

Что я имею в виду под советским наследием? Это принудительный вульгарный материализм, а также сохраняющаяся порой в средней и высшей школе усилиями ряда преподавателей-гуманитариев «советской закваски» примитивная критика религии как якобы противостоящей научному знанию, уходящая своими корнями в советский «научно»-атеистический менталитет с вытекающим отсюда забвением исторических корней тысячелетней традиции российской культуры и всего уклада быта.

Это внутренняя несвобода, зависимость от внешних идеологем. Это некое двуличие, когда человек думает одно, говорит второе, а делает что-то третье, – среднее между первыми двумя позициями. Именно поэтому у нас практически не работают институты гражданского общества, Само общество атомизировано, люди разрознены, зачастую эгоистичны.

Прямым следствием удаления от православной традиции является и неблагополучие в современных семьях, распадающиеся браки, распространившаяся практика так называемых гражданских браков, - эвфемизм (благозвучное обозначение), которым стыдливо прикрывается то, что следует прямо называть блудным сожительством. Стоит ли на этом фоне удивляться демографическим проблемам нашего общества, снижению рождаемости?

А возьмем проблему патриотизма. Для некоторых либерально ориентированных кругов само это понятие становится едва ли не бранным. Убежден, что и корни бед в межнациональных отношениях, и недостатки в патриотическом воспитании говорят о крахе пресловутых «ленинской национальной политики» и «духа советского патриотизма». Именно святая вера отцов и дедов была способна подвигнуть наших предков к общенародному сплочению в годину суровых испытаний перед лицом вражеских нашествий. Недаром в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов даже богоборческая власть была вынуждена вспомнить о православных традициях, в частности, учредить воинские ордена, носившие имена святых благоверных князей и выдающихся военачальников прошлого.

Подлинному подъему российского общества на церковном уровне может служить возрождение приходской жизни, что уже наблюдается на многих приходах как в Москве, так и в других епархиях. Большое значение здесь имеет значительно усилившаяся в последние годы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла миссионерская, социальная и молодежная работа на приходах. По примеру православного люда задачи по преодолению индивидуалистической разрозненности, выработке механизмов совместного разрешения проблем, достижению социального консенсуса остро стоят и вне церковной ограды.

Однако нужно учитывать и то, что, когда мы говорим о Церкви (речь идет не о мистическом ее измерении, а о земном, человеческом выражении как сообщества верующих), она сегодня во многом состоит из вчерашних неофитов, людей, не укорененных в церковной культуре с детства. В поисках духовной пищи эти люди привнесли в Церковь многие суеверия, далекие от Православия представления о церковной жизни. Для того, чтобы они полностью воцерковились, также потребуется время.

Я возлагаю надежду на новое поколение, на тех, кому сегодня двадцать лет, потому что все, кто вырос при советском строе, даже если они на уровне идеологическом и отрицают советское прошлое, то на уровне менталитета, на уровне привычных алгоритмов действия в социуме, зачастую остаются носителями того, что на протяжении многих поколений вдалбливалось в их головы.

Почему за двадцать лет ничего не изменилось? Потому что подрастающее поколение воспитывается родителями, дедушками, бабушками, впитавшими советский опыт, - это не их вина, но это данность, с которой мы повседневно имеем дело. Иногда меня спрашивают, неужели в советской жизни все было только негативно, и чаще всего вспоминают об идеале коллективизма, взаимовыручки и т.п. Мне всегда хочется ответить, что положительные стороны имели тогда место не благодаря советскому строю, а вопреки. Недаром душевность, человечность, чувство взаимопомощи выражались, скажем, в авторской песне, которая сама по себе была некой альтернативой культурному официозу. И не следует забывать, что многие добрые начала сохранялись в советские времена еще от дореволюционной России и базировались на традиционных ценностях, а не на казенной советской идеологии.

С 8 ноября до 9 декабря в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, Тверская ул., 21) пройдет выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть».

Экспозиция подготовлена совместно музеем и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, проводится в рамках Года российской истории и приурочена к 20-летию Свято-Тихоновского университета.

Выставка стала результатом двадцатилетия научной работы Университета. Сотни документов были обнаружены и введены в научных оборот его сотрудниками. Для Государственного центрального музея современной истории России выставка стала возможностью продемонстрировать интереснейшие экспонаты, не нашедшие место в постоянной экспозиции.

В статье использованы экспонаты выставки "Преодоление: Русская Церковь и советская власть".


Источник: Нескучный сад