Совесть — канон для Причастия. Священник Василий Куценко
У святого апостола Павла есть замечательные слова: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Для нас такими наставниками являются святые отцы, оставившие после себя драгоценные жемчужины творений. К сожалению, среди большого количества имен святых отцов есть те, которые остаются до сих пор совершенно незнакомыми многим современным православным христианам. Среди таких имен можно назвать имя преподобного Анастасия Синаита, жившего в VII веке. Одно из его творений, вышедшее в современном издании, мы и хотели бы представить.
Преподобный Анастасий — египетский подвижник, духовный писатель и полемист, уделявший большое внимание обличению ересей. Стоит сказать, что его сочинения были известны в Киевской Руси уже в XI веке. И вот — совсем недавно появился русский перевод двух произведений преподобного: «Вопросы и ответы» и «Различные повествования о подвизающихся в пустыне Синайской горы святых отцах». Оба перевода вышли под одной обложкой в книге «Преподобный Анастасий Синаит. Вопросы и ответы», увидевшей свет в издательстве «Сибирская Благозвонница». Автором перевода является известный переводчик — профессор Московской Духовной Академии Алексей Иванович Сидоров.
Врач-пилигрим-пастырь
О жизни преподобного Анастасия сохранилось довольно мало сведений. Он родился около 630 года в древнейшем городе Кипра — Амафунте. В молодости принял монашеский постриг и в скором времени был рукоположен в священники. После этого преподобному пришлось покинуть остров Кипр. Причиной этого стало арабское нашествие. Кипрский подвижник отправился сначала в Палестину, а затем на Синай, где стал насельником знаменитого монастыря Святой Екатерины. Его наставником в монашеском делании стал преподобный Епифаний Затворник, о котором преподобной Анастасий впоследствии написал, что он более других преуспевал в «твердости и терпении как в подвижничестве, так и в преодолении человеческой немощи», благодаря чему «он воспринял великое богатство и свет сияния Святого Духа». Духовное влияние на преподобного Анастасия оказали и другие синайские подвижники, о которых он упоминает в «Различных повествованиях о подвизающихся в пустыне Синайской горы святых отцах».
Некоторое время преподобный Анастасий, обладавший познаниями в медицине, исполнял послушание монастырского врача. Кроме этого известно, что он впоследствии путешествовал по Сирии и Египту. Целью этих путешествий была борьба с распространившимися там ересями монофелитства и монофизитства, искажавшими православное учение о Господе Иисусе Христе. Во время путешествий преподобный Анастасий исполнял также и пастырские обязанности: например, окормлял тюрьмы.
Скончался преподобный Анастасий уже будучи почтенным старцем, в самом начале VIII века (его смерть датируют временем не позднее 710 года). Память преподобного Анастасия совершается Церковью 3 мая по новому стилю (20 апреля по старому стилю).
Бог и Его творение
Как уже было сказано, преподобный Анастасий написал большое количество произведений, среди которых особое место занимает сборник «Вопросы и ответы». Как видно из самого названия, произведение содержит ответы преподобного Анастасия на различные вопросы о Священном Писании, вероучении и духовной жизни. По мнению исследователей литературного наследия преподобного Анастасия, его «Вопросы и ответы» были адресованы прежде всего мирянам — современникам преподобного, жившим под мусульманским владычеством в Палестине и сталкивавшимся с различными ересями и заблуждениями. Многие из его адресатов не обладали глубокими познаниями в богословии и были, вероятно, простыми местными крестьянами. Это делает книгу понятной, доступной и для современного читателя, только начинающего изучать духовное наследие святых отцов.
В сборник вошли 103 вопроса и ответа. Общей, главной темой их можно назвать деятельную христианскую жизнь. Ведь уже самый первый вопрос звучит так: «Каков признак истинного и совершенного христианина?». Преподобный Анастасий отвечает: «Некоторые говорят, что таковым признаком является правая вера и дела благочестия. Однако Христос не только этим определяет подлинного и истинного христианина. Ведь можно иметь и веру, и благие дела, но превозноситься ими, а потому и не быть совершенным христианином. Поэтому Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… И Мы [Я и Отец Мой], придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 21, 23). По мысли преподобного Анастасия, главное место в жизни христианина должна занимать любовь ко Христу. Ведь и Сам Бог возлюбил человека более всех творений: «Почему Христос прославил и возлюбил наше естество паче ангельского? — Бог расположен к человечеству паче всякой твари в двух отношениях: во-первых, потому что человек есть произведение Его собственных рук <…>; а во-вторых, потому что Христос стал человеком, сродным и единосущным, единоплеменным и единовидным с нами» (Вопрос 5). Наша любовь к Богу должна стать ответом на любовь Бога к нам, потому что Бог прежде возлюбил человека, создав его по Своему образу и подобию (см.: Быт. 1, 26). Преподобный Анастасий пишет, что Бог творит человека «собственными руками». Если весь остальной мир вызван к жизни словом уст Божиих: «да будет…», то творению человека уделяется особое внимание Божие. В этом преподобный Анастасий видит указание на великую любовь Бога к человеку. Преподобный характеризует человека такими словами: человек, «как и Христос, является незримым и зримым, смертным и бессмертным живым существом» (Вопрос 5). Христос — незримый (невидимый) как Бог и зримый (видимый) как человек. Но также и человек — невидим по своей душе и видим по своему телу. Христос — бессмертен как Бог и смертен как человек, так же и человек — смертен телом, но бессмертен душой. Вот какой славы удостоился человек от Своего Творца…
Молитва не устами, но делами
Большое внимание уделяет преподобный Анастасий практическим вопросам христианской жизни. Яркий пример этого можно найти в Вопросе 24: «Что означают слова: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17)? Ведь человеку, живущему в миру и заботящемуся о доме и чадах, невозможно молиться непрестанно». Преподобный отвечает: «Апостол говорит здесь совсем не о молитве, изрекаемой устами, как и Христос глаголет: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21; Ин. 6, 38–40). А поэтому тот, кто постоянно творит добро — либо совершая благодеяния, либо исполняя другие служения по Богу — тот и непрестанно молится. Ибо можно молиться и на ложе, и в пути, и за трапезой, и на рынке, и в любом месте». Наверное, подобным вопросом так или иначе задаются многие современные христиане: как молиться мирянину, если нужно и работать, и заботиться о семье, и исполнять множество других обязанностей? Вот исчерпывающий ответ преподобного: непрестанная молитва — это и добрые дела, и служение Богу, и собственно молитва, которую можно совершать и дома, и на работе, и в любом месте.
Особый акцент преподобный Анастасий делает на участии христиан в Таинстве Евхаристии. Отвечая на вопрос о том, как часто следует причащаться Святых Христовых Таин (Вопрос 41), преподобный пишет: «Есть христиане, которым подобает причащаться каждый день, но есть и другие, которым этого не следует делать; также есть некоторые, которым вообще не подобает приобщаться Святых Таин. <…> Есть христиане, причащающиеся для защиты от нападок лукавого, но есть и другие, которые приобщаются Таин в пренебрежение и тем самым уделяют сатане большое место в своей душе. <…> Имеются и такие, которые в ожидании Причастия стараются уберечь себя от греха. Также бывают верующие, которые, сокрушаясь и печалясь о самих себе, удерживаются на время от Причастия Святым Таинам — и они, как я полагаю, хорошо делают. <…> И вообще, чтобы сказать кратко, совесть человека есть канон для Причастия Святым Таинам…». То есть главным условием для приобщения Телу и Крови Господа Иисуса является, по мысли преподобного Анастасия, испытание совести. Как он выражается, «совесть есть канон для Причастия». Поэтому вопрос не в количестве причащений, а в том, насколько испытана каждым из нас наша совесть.
Это лишь малая часть тех вопросов, на которые дал ответы преподобный Анастасий. Но каждый желающий сможет услышать ответы преподобного полностью из его книги.
Газета «Православная вера» № 16 (541)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sovest-kanon-dlya-prichastiya
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии