Состоялась международная конференция «Христианские конфессии на оккупированной территории СССР, 1941-1944 гг.»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Духовенство Псковской православной миссии и немецкие военные в Псково-Печерском монастыре. Фото: wikiwand.com

Москва, 1 декабря, Благовест-инфо. Международная научная конференция «Христианские конфессии на оккупированной территории СССР, 1941–1944 гг.» провели 25-26 ноября в онлайн-режиме два вуза – Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ) и Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. Историки из 12 университетов и научных центров и 11 городов России и Беларуси, а также из Польши, Латвии, Литвы и Эстонии осветили разные аспекты этой малоизученной темы, представили новые архивные материалы, обсудили особенности положения христиан на оккупированных территориях в разные периоды.

Во многих докладах звучала мысль о том, что о единой централизованной политике нацистской Германии в отношении религии на оккупированных территориях говорить сложно, несмотря на то, что в целом эта политика определялась специально созданным Рейхсминистерством церковных дел. Можно сказать, что во всех оккупированных регионах фашисты использовали религиозную пропаганду против большевизма, но с разной эффективностью. Один из участников заметил: «В местах, где советская власть была минимальна (на присоединенных в 1939 г. к СССР территориях – прим. ред.), религиозное возрождение было максимально». Это возрождение во многом зависело от того, как нацистская администрация «отзывалась на запрос снизу»: на просьбы населения открыть храмы, вернуть священников, разрешить религиозную печать и церковное обучение детей и т.д. Кроме того, различия в религиозной политике связаны еще и с тем, кто именно осуществлял оккупационный режим – части вермахта или подразделения СС: в первом случае религиозным людям жилось «полегче». В целом же для нацистской религиозной политики, как следовало из многих выступлений, характерна ненависть к христианству как таковому, попытки расколоть существующие конфессии и религиозные организации, используя имеющиеся противоречия и провоцируя новые, а также планы создать некую квазирелигию для покоренных народов.

Пример такой политики представил профессор Белостокского университета (Польша) Антоний Миронович. В докладе «Православная церковь в Генерал-губернаторстве в 1939–1944 годах» он показал, как менялись планы нацистских властей в отношении православных с начала Второй мировой войны и почти до поражения Германии, как перетасовывалось административное деление и руководство церковных организаций, как при этом использовались противоречия между польской, украинской и русскоязычной паствой и ее пастырями, а также конфликты православных юрисдикций – канонических и неканонических. В центре доклада закономерно оказались две важнейшие фигуры в православной жизни оккупированной части Польши этого времени – митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) и архиепископ Берлинский Серафим (Ляде).

Профессор Михаил Шкаровский исследовал особенности церковной жизни на оккупированной части Ленинградской епархии, преимущественно в Гатчинском благочинии, которое было наиболее приближено к линии фронта. Во время оккупации было открыто несколько десятков православных храмов, священники получили возможность служения. В докладе была затронута тема репрессий в отношении духовенства – сначала со стороны оккупационных властей, подозревавших священников в связях с советской разведкой, а в 1944-1945 гг. со стороны НКВД. Однако после освобождения половина храмов, открытых во время оккупации, продолжала действовать.

Религиозная жизнь в оккупированной Беларуси – этой теме был посвящен ряд докладов историков из Гродненского государственного университета. Декан факультета истории, коммуникации и туризма Виктор Белозорович рассказал о том, как в современной историографии складывалась концепция конфессиональной истории Беларуси периода Великой Отечественной войны. Доцент Светлана Силова посвятила свое сообщение специфике деятельности православных приходов оккупированной нацистами Беларуси в июне 1941 – июле 1944 года. Особое внимание она уделила изучению «низовых структур» церковной жизни, вопросам обучения детей Закону Божьему, подготовке священников, а также отношению партизан к священнослужителям: в годы оккупации 43 священника были убиты партизанами, но по большей части это «результат несогласованности действий между партизанскими отрядами», считает историк.

Профессор Эдмунд Ярмусик сделал доклад «Католическая Церковь в условиях немецкой оккупации Беларуси: взаимоотношения с оккупационной администрацией, особенности деятельности и социального служения». По словам историка, из всех конфессий католики вызывали «особую неприязнь» нацистских властей, которые жестоко их преследовали. «Немцы очень тщательно отслеживали деятельность Католической Церкви, усматривали в ней политического врага и относили ее к числу наиболее враждебных сил Германии, наряду с евреями и партизанами», – отметил профессор Гродненского университета. По его сведениям, порядка 30 католических мучеников-священников и монахов было расстреляно нацистами на территории Беларуси. Бакалавр теологии из Гомеля Андрей Пуканов представил доклад «Взгляд Всебелорусского церковного собора 1942 года и отдельных его участников на вопрос провозглашения автокефалии». Протоиерей Петр Федорук, доктор богословия (Белосток, Польша) на материалах издания «Беларуская газэта» составил представление о Православной Церкви в Беларуси в 1941-44 годах.

Обустройству католических епархий на территориях юго-запада Украины и Молдавии в годы оккупации посвятила свое сообщение профессор Евгения Токарева (Институт всеобщей истории РАН). О том, как жила Лютеранская церковь Латвии в период немецкой оккупации 1941–1945 гг., рассказала Эльвира Жейдс, магистрант СПбГУ. Большое внимание она уделила размаху диаконического служения латвийских лютеран в конце войны, когда церкви открыли свои двери для беженцев и раненых, независимо от их вероисповедания. Вопросы межконфессионального взаимодействия и специфику религиозного возрождения на территориях под румынским управлением изучал Иван Грибков (НИТУ «МИСиС»). Эта зона оккупации значительно отличалась от немецких в отношении религиозных организаций, самых разнообразных. Достаточно сказать, что румынские оккупационные власти оказывали системную финансовую поддержку восстановлению религиозной жизни в разных ее проявлениях на захваченных территориях.

О том, как воспринимали религиозную жизнь на оккупированной территории русские эмигранты, говорил Константин Семенов (Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына), а Кирилл Александров (СФИ) раскрыл ту же тему на основе архивных материалов Русского общевоинского союза (РОВС) из собрания Бахметевского архива Колумбийского университета в США. Он проанализировал письма русских эмигрантов, которые, несмотря на запрет, в разном качестве попадали в Россию в составе частей вермахта, желая любым способом вернуться на родину и принять участие в борьбе с большевиками. Церковное возрождение на оккупированных территориях производило сильное впечатление на этих людей, они сами участвовали в богослужениях, пытались заниматься христианским просвещением в среде советских военнопленных. Таким образом, Церковь стала «местом встречи двух Россий» – эмигрантской и «подсоветской», отметил докладчик.

25 ноября прозвучал также доклад профессора Нижегородского университета Александра Корнилова «Духовное общение протоиерея Адриана Рымаренко с архиереями Украинской Автономной Православной Церкви в оккупированном Киеве», посвященное видному священнослужителю, оказавшему большое влияние на православную жизнь на Украине и в США, где он служил последние 30 лет своей жизни.

Первый день конференции завершился круглым столом, который был озаглавлен «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы».

Второй день конференции 26 ноября был посвящен в основном православной проблематике: Псковская миссия на северо-западе России и деятельность Патриаршего Экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского) (Константин Обозный); первые итоги возрождения православных приходов на оккупированной территории РСФСР1941 – конец 1942 года (Иван Петров); епископат и приходы РПЦ на освобождаемой территории Центральной России, 1943–1945 годы (Максим Каиль).

Сообщения участников из Прибалтики также касались деятельности православных и старообрядцев: «Политическая активность священников Православной и Старообрядческой церквей Литвы в 1941–1944 годах» (Регина Лаукайтите); «Благотворительность и дела милосердия в условиях оккупации в Рижской епархии и Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине в 1941–1944 годах» (монахиня Евфросиния (Седова)); «Духовное окормление в лагерях военнопленных и перемещенных лиц в пределах нынешней Таллинской епархии» (Сергей Мянник).

Как обещают организаторы, по результатам работы конференции планируется издание материалов.

Юлия Зайцева

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=97835