Сонаследницы вечной жизни. Священник Василий Куценко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отношение к женщине у апостолов Петра и Павла

 

Позади 23 февраля и 8 марта, и самое время, очнувшись от застолья, подумать о том, какими должны быть подлинные отношения между мужчиной и женщиной, и какой должна быть супружеская любовь. Есть стереотип, согласно которому, женщина в христианстве — это забитое существо, что-то вроде человека второго сорта, смысл существования которого — быть тенью мужа и вообще помалкивать. Причем, стереотип этот популярен не только среди людей неверующих, но и в среде людей, самых что ни на есть церковных и даже некоторых священников. Одно из доказательств тому — разгоревшаяся недавно в интернете жаркая дискуссия, поводом для которой стало высказывание популярного в интернет-кругах публициста, протоиерея Андрея Ткачева. Его слова о том, что жена — это «коза дурная», которую нужно «ломать об колено» и «запихивать в стиральную машину», чтобы обуздать своенравный характер, вызвали не только бурю недовольства, но и, что гораздо симптоматичнее, шквал согласия. Причем не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин, заставив заговорить наблюдателей о «стокгольмском синдроме». Сегодня мы предлагаем читателям две статьи на «женско-мужскую» тему. Это наш вам, дорогие читатели, женско-мужественный подарок…

Любить, как Христос

 

К сожалению, нередко бывает так, что высказывания того или иного священнослужителя воспринимаются слушателями как мнение Церкви или как выражение православного вероучения. Но это далеко не всегда так.

Мнения священников могут быть именно их личными мнениями и не иметь никакого отношения ни к вероучению, ни к Священному Писанию. Поэтому предлагаю обратиться к текстам Библии, чтобы понять, какой ответ дает главная Книга Церкви на вопрос об отношениях между мужем и женой.

Есть два очень ярких примера в Новом Завете, напрямую относящихся к рассматриваемой теме. Первый фрагмент — цитата из Первого соборного послания святого апостола Петра, второй — из послания святого апостола Павла к Ефесянам.

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пт. 3, 1-2, 7).

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 22-25, 28-29, 33).

Как мы видим, ни апостол Петр, ни апостол Павел не призывают «ломать жену об колено», «гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину» (именно такие советы давал тот священник мужьям). Да и странно было бы услышать нечто подобное от двух величайших проповедников христианства.

А как же слова «жены, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пт. 3, 1; Еф. 5, 22), которые есть в посланиях обоих апостолов? Дело в том, что повиновение бывает разное. Например, в армии солдаты должны повиноваться офицерам и выполнять приказы. Но вряд ли апостольские слова можно понять именно в этом смысле. Ведь дальше апостол Петр призывает мужей обращаться с женами «благоразумно», как с «немощнейшими сосудами» (1 Пт. 3, 7). Апостол явно предполагает уважительное и бережное отношение мужа к жене, как к физически более слабой. При этом апостол Петр призывает мужей оказывать женам «честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пт. 3, 7). Эти слова означают, что и муж, и жена равны перед Богом в наследовании обещанного вечного спасения.

Апостол Павел выражает ту же самую мысль еще более ярко. Жена должна повиноваться мужу точно так же, как «Церковь повинуется Христу» (Еф. 5, 24), потому что муж — «глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 23). Апостол сравнивает отношения мужа и жены с отношениями Христа и Церкви. Христос — глава Церкви, предавший Себя за Нее (см. Еф. 5, 25).

Главенство — через самопожертвование

 

Господь освятил Церковь Своею смертью, пролив Кровь на кресте — это высшее проявление любви Бога к миру (эта мысль очень точно выражена в евангелии от Иоанна: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16)). Так, главенство Христа над Церковью достигается через самопожертвование. То есть, Христос — не деспот, или тиран, или жестокий правитель. Он — «пастырь добрый», который «полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).

Обращаясь к мужьям, апостол Павел призывает их «любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5, 28-29). Апостол говорит о том, что каждый здравомыслящий человек проявляет заботу о самом себе (что вполне нормально и естественно), но семейный человек — муж — должен ту же самую заботу проявлять и о своей жене как части своей личности, ведь муж и жена — это «одна плоть (Быт. 2, 24). «Ломание об колено» вряд ли подпадает под слова апостола Павла о любви и заботе.

Но как тогда понять слова апостола, что жена должна бояться мужа (Еф. 5, 33), которыми заканчивается рассматриваемый фрагмент? Страх, как и повиновение, бывает разный. Бывает рабский страх наказания за малейшую провинность, а бывает боязнь обидеть или причинить боль любимому человеку. Учитывая все сказанное апостолом Павлом об отношениях мужа и жены, о любви, подобной любви Христа и Церкви, о жертвенности — можно с уверенностью сказать, что апостол подразумевает боязнь именно во втором варианте. Поэтому основой семейных отношений в Священном Писании является, прежде всего, взаимная любовь и искреннее послушание. При этом и муж, и жена в равной степени должны являть послушание Христу, и вместе унаследовать обещанное Богом спасение. Вот та цель, которая ставится перед настоящей христианской семьей.

Но, опять же, можно возразить, что в Священном Писании описан некий идеал, а реальная жизнь далеко не идеальна. Но ведь и каждый из нас далеко не идеален. Если уж на то пошло, то «ломать об колено» и «запихивать в стиральную машину» нужно самого себя для того, чтобы исправить свои собственные недостатки, которых у каждого из нас предостаточно. Христос прямо говорит: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3-5). Прежде чем воспитывать и исправлять кого бы то ни было, нужно исправить и воспитать самого себя (а при этом помнить, что наши личные недостатки зачастую гораздо больше, чем недостатки ближних). И если Христос призывает проявлять любовь даже к врагам (см. Мф. 5, 44), то можно ли при этом считать нормой проявление жестокости по отношению к жене (детям, родителям, родственникам, друзьям, просто людям – нужное подчеркнуть)?!

Любовь и жестокость — не совместимы. Об этом нам нужно почаще вспоминать, особенно если что-то идет не так в отношениях. И поэтому лучше следовать совету святого апостола Петра: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пт. 4, 8).

Газета «Саратовская панорама» № 09 (1039)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sonaslednicy-vechnojj-zhizni