Сонаследники благодатной жизни

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, память которых Церковь будет совершать 12 июля, оставили нам богатейшее, бесценное духовное наследство. Говорить сразу обо всем, что содержится в их Посланиях, — невозможно. Выбор мы сделали, помня о том, что 8 июля нас ждет еще один праздник — день памяти святых Петра и Февронии Муромских, День семьи, любви и верности. Итак, что писали апостолы Петр и Павел о браке, о семье, о взаимоотношениях супругов, о предназначении мужчины и женщины? Об этом мы беседуем с протоиереем Димитрием Усольцевым, секретарем Ученого совета Саратовской православной духовной семинарии, преподавателем Священного Писания Нового Завета.

— Отец Димитрий, начнем с непростого момента: апостол Павел, по его собственному о себе сообщению, в брак не вступал, семьи не имел и в определенном смысле призывал к тому же своих учеников и последователей…

— Давайте посмотрим, как и в каком контексте он к этому призывал. Глава 7 первого Послания Коринфянам: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу (1–3). И там же:Впрочем, это (призыв к безбрачной жизни) сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (6–7).

— Стало быть, апостол, хотя и не требовал, но желал всеобщего безбрачия христиан (то есть, по сути, прекращения их рода!), а брак рассматривал лишь как компромисс, как уступку человеческой слабости?

— Следует помнить: первые годы христианства были временем напряженного эсхатологического ожидания. Людям казалось, что Христос придет и станет судить мир очень скоро, в ближайшие годы, а Страшному суду, как известно, предшествуют великие бедствия (Горе же беременным и питающим сосцами в те дни (Мф. 24, 19; Лк. 21, 23). Но затем напряжение ожидания стало спадать; в общине появились грехи, и апостол Павел, чтоб сохранить высоту и чистоту брака, прибегает к очень важному сравнению: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть [главажены, как и Христос [глава] Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 22–23) (…) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (там же, 25).

— Значит, не было у «апостола язычников» отрицательного отношения к браку, и вообще, не было его в среде первых христиан?

— Нет, конечно; да и как это могло быть, если Христос чудом Своим благословил брак в Кане (см.: Ин. 2, 1–11)? Брак для апостола свят, даже если этот брак был заключен с язычницей или язычником, не желающим обращаться в христианство. Когда женщины-христианки, мужья которых не разделяли их веры, спрашивали апостола, что им делать, он не благословлял их оставлять неверующих супругов, напротив: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 12–14).

— Понятие о семье как о малой церкви возникло именно в христианстве или этому есть предпосылки в Ветхом Завете?

— В Ветхом Завете семья была важным институтом, об этом говорит книга Бытия (2, 24):  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть). Декалог (см.: Исх. 20, 14) содержит запрет на прелюбодеяние — завет о нерушимости семьи. Но значение малой церкви семья приобрела с пришествием Христа: Всякому мужу [главаХристос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог (1 Кор. 11, 3). О каких отношениях между мужем и женой, между человеком и Богом, между Богом-Словом и Богом-Отцом здесь говорится? Конечно, о любви. В этих словах показана истинная любовь. Современный мир придает этому слову самые разные и в большинстве своем суррогатные значения. Но апостол говорит нам о настоящей любви — любви жертвенной: Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Именно жертвенность приближает нас к Богу. Семья — это ведь тоже служение Ему. Обратите внимание: Христос пострадал за нас не потому, что мы имеем какие-то особые заслуги перед Ним. Мы их не имеем. Но любовь Божия, тем не менее, на нас изливается. Вот она, жертвенная любовь. Вот что должно в семье присутствовать — в ее основе, в фундаменте.

— Та модель семейных отношений, которую утверждает и апостол Петр в 3‑й главе Первого послания, и апостол Павел, не всем в современном мире может нравиться. Многие увидят здесь принижение женщины: она подчинена мужу и как бы вторична по отношению к нему: не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Кор. 11, 8–9).

— Здесь надо учесть исторический контекст. Ведь в ту эпоху женщина на Востоке не имела каких-либо прав; языческая культура рассматривала ее главным образом как предмет вожделения, как собственность мужчины. Именно Христос, придя на землю, показал людям, что в Царстве небесном все равны, и апостол Павел впоследствии написал, что для тех, кто во Христе, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Если муж глава жене, как Христос глава Церкви, значит, он несет за нее ответственность. Как же можно нести ответственность за некое вторичное, второстепенное существо? Как можно ради этого существа чем-то жертвовать? Прочитаем ту же 11-ю главу Первого послания Коринфянам дальше: Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену, все же — от Бога (11–12). Бог создает Еву из Адамова ребра — для того, чтобы потом от нее рождались новые люди. Здесь апостол говорит о самом высоком служении женщины — служении матери; и никак уж не о том здесь, что женщина — это нечто низшее.

— Нельзя не остановиться на фразе, которую любят повторять — часто в полушутливом тоне — люди, далекие, увы, от веры и учения Церкви: жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33).

— Здесь нужно понять, о каком страхе идет речь. Не о физическом страхе, не о страхе какой-то расправы, кары. Люди, далекие от Церкви, не читают, к сожалению, то, что предшествует этим словам в 5‑й главе Послания к Ефесянам: так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (…) Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (5, 28–33). Как можем мы бояться того, кто любит нас, как себя? Только в одном смысле: бояться оскорбить и ранить эту любовь. По сути, это то же, что страх Божий, и это еще раз подтверждает, что семья есть малая церковь.

— И все же на главенстве мужчины оба апостола настаивают — это невозможно отрицать.

— Хозяином в доме должен быть мужчина. Но ведь невозможно вот так просто — прийти куда-либо и стать хозяином. Такого не бывает. Если человек пытается вести себя таким образом, это самодурство. Хозяином в доме мужчину делает, прежде всего, готовность взять на себя ответственность за семью, готовность к труду ради нее. Вот если у него все это есть, тогда он действительно глава.

Современная женщина не хочет подчиняться мужу? Я полагаю, что очень хочет — было бы кому. Когда женщина вынуждена брать на себя бремя главы семьи и нести его — это очень печально.

Что же касается «ига» жены — давайте вспомним слова Христа иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Если мы несем иго Христово, значит, мы подчиняемся тому, что дает нам Господь.

— Обратимся к 3‑й главе Первого послания апостола Петра: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (7). Что значит «немощнейший сосуд» и почему сказано — сонаследницам?

— Женщина слабее, это объективно так: она слабее физически, она уязвимее психологически, эмоционально. Здесь речь прежде всего — о заботе, о стремлении защитить, помочь. Это не унижает женщину, это напоминает нам о том, что Господь каждому дает различные дарования. Почему сонаследницам? Потому что, как уже сказано, семейная жизнь есть тоже служение Богу, и жизнь с Богом, жизнь благодатная обретается супругами совместно, через взаимную любовь.

— Читая апостольские Послания, мы видим, что женщине-христианке отведена особая миссия — призывать мужчин ко Христу не словами, а личным примером, гораздо более убедительным, нежели слова…

— Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет.3, 1–2). Давайте вспомним, кто остался у Креста? И кто поспешил ко Гробу сразу по завершении субботнего покоя? Женщины. Это верность, и это действительно пример добродетели, той, которую они сохранили в своем сердце, несмотря на смертельную опасность. И здесь они вновь призваны стать примером верности Христу во всем. В первые века христианства мир увидел тысячи христианок-мучениц, и в России в ХХ веке это повторилось.

— А как все же понимать суровые слова апостола Павла из 1‑го Послания к Тимофею (2, 11–12)жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью, а учить жене не позволяю? Ведь даже в первые века христианства женщины, безусловно, распространяли евангельскую весть, а сегодня они преподают в воскресных школах, трудятся в церковных СМИ, всячески участвуют в миссии Церкви.

— Речь именно о служении в храме. Божиим дозволением духовенство у нас — мужчины, женщины не могут быть священниками, но они могут служить Церкви иначе, и это их служение не менее важно. Агапы (трапезы любви) первых христиан были воспоминанием Тайной вечери, и апостол, в дальнейшем епископ или пресвитер возглавлял эту трапезу, он преломлял хлеб и произносил поучение. Женщина не могла преломлять хлеб и учить тоже не могла. Но уже тогда были женщины-диакониссы, служительницы, уже тогда у женщины в христианской общине было достаточно работы — в той же 2-й главе Послания к Тимофею апостол призывает их украшать себя добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (10). Современные христианки трудятся именно там, где необходима женская любовь, тепло и ласка, и это чудесно.

Беседовала Марина Бирюкова

Газета «Православная вера» № 13 (537)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sonasledniki-blagodatnojj-zhizni