Солнце? Ручей? Треугольник? Тихон Сыслев
Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы
Однажды, блаженный Августин, епископ и богослов IV века, размышляя над тайной Святой Троицы, прогуливался по берегу моря. Он увидел мальчика, роющего ямку в песке и переливающего туда воду, которую он зачерпывал раковиной из моря. Удивленный епископ спросил ребенка, зачем он это делает. Мальчик без промедления ответил: «Я хочу перечерпать все море в эту ямку». Усмехнувшись про себя, Августин стал ему объяснять, что это невозможно, но к своему удивлению услышал от него вопрос: «А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?» После этого мальчик исчез, оставив смущенного богослова на берегу моря.
Эта история ярко иллюстрирует тот трепет, с которым Церковь относится к учению о Святой Троице.
Тем не менее люди, используя различные образы, пытались передать хотя бы крупицу этой тайны.
Мы собрали для Вас самые яркие примеры таких образов.
-
Солнце.
«Emblemata Florentii Schoonhovii … partim moralia partim etiam civilia. Cum latiori eorundem ejusdem Auctoris interpretatione. Accedunt et alia quaedam poëmatia in alijs poem̈atum suonum libris non contenta» (1648)
Посмотрите насолнце в ясный летний день. Это одно солнце, но при этом в нем условно можно разделить диск, луч и тепло. Солнечный диск может напомнить нам Отца, луч – Сына, а тепло – Святого Духа. Такую аналогию предложил святой Герман, патриарх Константинопольский (VIII в.)
-
Ручей.
«Our greater country; being a standard history of the United States from the discovery of the American continent to the present time ..» (1901)
Если во время прогулки, вы подойдете к ручью, то и в нем можно распознать троичность: исток ручья – образ Бога Отца, русло – Бога Сына, устье – Святого Духа. При этом – это один, единый ручей. Так пытался объяснить эту тайну святитель Григорий Богослов
-
Трилистник клевера.
Однажды, святой Патрик, просветитель Ирландии, пришел к языческим жрецам. Он начал проповедовать им христианство и когда язычники попросили объяснить триединство Бога, святой Патрик склонился к земле и сорвал трилистник клевера:
— Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка, — сказал святой, — так и в Троице Одна Сущность и Три Личности.
-
Треугольник.
Как я могу самоопределиться? Как могу осознать свою индивидуальность? Только в отношении к чему-то иному, к тому, что не я. Я могу осознать самого себя только по отношению к «Ты» и «Он». Во взаимном общении этого треугольника — Я, Ты и Он, выявляется моя идентичность как личности. Так, богослов, отец Сергий Булгаков (XX в.), указывал на троичность человеческого общения и самосознания.
-
Человеческая личность.
Можно углубиться в самого себя и увидеть триединство внутри нас самих. Так, наш ум – образ Отца, словесная способность – образ Бога Сына, сила, которой живет наше тело – отпечаток Святого Духа. Такой образ предлагал святитель Игнатий Брянчанинов.
-
Пространство.
Пространство, в котором мы живем также несет на себе печать Троицы. Оно имеет три измерения – высоту, ширину и длину. Эту троичность, изучая свойство вектора, заметил советский ученый Борис Раушенбах.
Однако, Церковь и сами богословы всегда указывали на недостаточность, неадекватность этих образов по отношению к тайне Святой Троицы. Более глубокий уровень уже богословского осмысления сокрыт в знаменитом иконе «Троица», которая была написана в XV веке преподобным Андреем Рублевым.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии