СОБОРОВАТЬСЯ ИЛИ НЕ СОБОРОВАТЬСЯ?
О Таинстве Соборования сказано и написано очень много. Но, несмотря на это, у людей возникают споры и разногласия относительно Соборования даже по самым, казалось бы, простым и понятным вопросам.
О главном и второстепенном, о желании и свободе выбора человека в отношении Таинства Соборования – протоиерей Алексий Морозов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери (приход мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке).
— Начнем с самого главного: в чем смысл Таинства Соборования?
— Смысл Таинства Соборования четко выражен в послании апостола Иакова: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5:14-15). По словам апостола, каждый, кто видит в себе немощи и хочет Божественной помощи, может призвать священника или прийти в храм и попросить священника, чтобы над ним совершили это Таинство.
Таинство Соборования совершают над людьми, которые болеют и нуждаются в исцелении. Мы понимаем, что речь идет об исцелении не только физических недугов – Господь преображает всю природу человека, затрагивает глубинные тайники души человека. Божественная благодать в Таинстве Соборования очищает человека от греха, преображает и изменяет его.
— В Православной Церкви принято совершать общее Соборование в храмах и монастырях именно в дни Великого поста. (К слову, совершилось последнее в этом Великом посту соборование в Свято-Троицком Ионинском монастыре, в Лавре же соборования будут продолжаться даже до 6-й седмицы Великого поста.) Есть ли какие-то предписания или правила, в соответствии с которыми такие «многолюдные» соборования совершаются в определенное время, в определенные дни?
— Совершение общих соборований во дни Великого поста — это благочестивая, исторически сложившаяся, традиция нашей Церкви. Люди, живущие церковной жизнью, уже привыкли к той мысли, что можно дождаться Великого поста — и приступить к Таинству Соборования.
Нет никаких строгих правил в отношении назначения конкретных дней проведения Таинства Соборования или их количества в Великом посту. В нашем храме, например, соборования совершаются по воскресным дням со 2-й по 5-ю неделю Великого поста.
В то же время хочу подчеркнуть, что человек, имеющий желание или необходимость в соборовании, может прийти в любое время в любой храм или монастырь и приступить к Таинству Соборования в индивидуальном порядке. Есть масса серьезно больных людей — онкобольные, люди, ограниченные в передвижении, или просто пожилые люди. И по просьбе родственников или самих больных священники идут к таким людям домой или в больничные палаты и совершают над ними Таинство Соборования.
Можно, конечно, не спешить участвовать в Таинствах Церкви - и креститься можно на смертном одре, и причаститься лишь перед смертью. Но – где гарантия, что мы успеем?
— Среди людей малоцерковных и даже, нередко, среди воцерковленных людей бытует мнение, что к Таинству Соборования следует приступать лишь раз в жизни – перед смертью. И еще это пресловутое и многоголосное: «Не болею, особых грехов не имею – зачем мне «собороваться»?».
— Человек делает то, что хочет. Заставить его мы не можем, это не имеет смысла.
— В соборовании человека, который не хочет приступить к соборованию, – нет никакого смысла?
— Совершенно верно – никакого смысла. Мы можем только объяснить человеку: когда, в каких случаях, для чего и над кем совершается это Таинство.
Сегодня он здоров или думает, что здоров, и соборование для него — пустой звук. Завтра же, возможно, Господь посетит его болезнью – и это Таинство приобретет для него определенную ценность. Тогда человек сознательно и с желанием прибегнет к соборованию.
Однако же, объяснять людям мы обязаны. Иначе, если откладывать соборование на потом, лишая себя участия в одном из Церковных Таинств, то и креститься можно на смертном одре, и причаститься лишь перед смертью. Но – где гарантия, что мы успеем?
— Церковь наша состоит из людей, и люди эти весьма разнообразны. Бывают случаи — на Соборование приходят люди, которые не живут церковной жизнью, не исповедуются и не причащаются, но «пособороваться» хотят. Есть ли смысл в этом, можно ли приступать к Таинству в таком случае?
— В нашей практике часто случаются такие вещи: приходишь в больницу или домой к уже умирающему человеку – и исповедуешь, и причащаешь и соборуешь его впервые за всю его жизнь. Это милость Божья к такому человеку и снисхождение к нему…
Христианину на протяжении всей своей жизни необходимо приступать к Таинствам Исповеди, Причастия и Соборования. Тогда все гармонично в его жизни.
Бывает, однако, что люди, не жившие ранее церковной жизнью, желают приступить к Соборованию. Церковь не отказывает. Наоборот – Она протягивает руку помощи, содействует духовному подъему человека. В таких случаях Господь поругаем не бывает и часто совершает чудеса с такими людьми.
В этом есть особая красота: мы свободны в выборе, мы можем поступать по Духу, по Любви, по особому снисхождению к человеку
— Есть люди, которые прибегают к Таинству Соборования много раз в течение Великого поста. Но другие это осуждают. Есть ли какие-либо правила в этом отношении, можно ли часто приступать к Соборованию, нет ли в этом греха?
—Никаких запретов в этом отношении нет. И если человек имеет большое желание – что или кто может ему запретить? Другое дело, что человек должен хорошо понимать смысл совершаемого над ним Таинства. Чтобы это не стало механическим исполнением Таинства, чем-то сугубо внешним. Чтобы не стало просто экзотическим и приятным времяпровождением.
В то же время, есть много людей, и среди моих знакомых в том числе, которые не прибегают к Соборованию в Великом посту, а лишь в то время — когда болеют или чувствуют в этом особую потребность.
Очень важно – желание человека.
В этом, наверное, и есть особая красота: мы свободны в выборе, мы не зацикливаемся на чем-то, не ограничены в чем-то, но можем поступать по Духу, по Любви, по особому снисхождению к человеку.
Ведь это — основа домостроительства, основа духовной жизни человека – снисхождение к другим. Сам Господь снизошел к нам, став человеком.
Думаю, к Соборованию надо относиться, как к особому промыслу Господа о человеке, чтобы духовно его возродить, дать ему сил, очистить его от всякой скверны.
http://pravlife.org/content/soborovatsya-ili-ne-soborovatsya-razyasnyaet...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии