Смысл происходящего с нами. Протоиерей Александр Шаргунов
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице …
Притчи соединяют мысли и образы, они переводят мысли в образы и делают их более волнующими. Но есть в этом некая опасность. Ибо значение образов не соответствует в точности возвещаемой истине. Оно скорее уводит от нее, чем приводит к ней. Ибо образ живет собственной жизнью, он рождает новые мысли, он становится более интересным, чем истина, и перекрывает ее. Но в сегодняшнем Евангелии образ точно соответствует истине, которую он должен передать. Кто последует этому образу, тот с радостью узнает, что каждая подробность его открывает новую сторону евангельской истины.
Сеятель — Вестник Божий, Сам Христос. Сеяние — слово Благой Вести, и поле — человеческое сердце. Дорога, о которой прежде всего идет речь, — это те, кто слушает внешне, рассеянно и тотчас отворачивается. Для них слово Божие падает в пустоту, и ничего из него не всходит. Камни — это те, кто начинает интересоваться духовной жизнью, на мгновение загорается, но не имеет глубины. Действие слова в них непродолжительно. Тернии — те, кто захвачен красотами земной жизни, своими делами, своими радостями и печалями, своими увлечениями и сражениями. Они принимают слово, и это слово даже может укорениться в них, но оно не может развиваться, потому что слишком многое давит на него и заглушает его. «Добрая земля» — те, кто слушает слово внимательно, принимает в свое сердце и старается с терпением и твердостью исполнять его в жизни.
И мы можем также извлечь еще нечто другое из этой притчи: сеятель не бросает семя в одно и то же место. Потому что не все семена взойдут, а те, что взойдут, заглушат друг друга. Речь идет здесь о тех, кто слушает слишком много и ничего не делает: одна мгновенная решимость у них ослабляет другую. Вот почему сеятель разбрасывает семена по всему полю, и каждое место получает то, что оно может там возрастить. Это те, кто принимает то, что может осуществить на деле, и те, кто исполняется решимости. Эта притча столь прозрачна, что нет в ней ничего требующего объяснения — и ничего другого не предлагает в ее объяснении Сам Христос. Но если мы хотим услышать ее с пользой, мы должны выделить в ней некоторые черты, приблизить их к нашей жизни, и увидеть, стало ли это приближение очевидным.
Благовестник Бога — сеятель, и то, что он приносит, — семя сеяния, нечто живое, что может пускать корни, развиваться, приносить плод. То, что дается нам от Бога, не есть нечто законченное, здесь — только начало. Семя может принимать самые различные формы. Оно может быть случайно брошенной фразой, серьезным размышлением в книге, радостным или печальным событием, нашим поведением в обыденной ситуации или просто интонацией нашего ответа. Такого рода семя сеяния может иметь самые разнообразные формы, даже забавные, иногда безумные. Речь идет о том, чтобы знать, принимает ли их человек, дает ли им в себе место. Но что-то начинает в его сердце работать, раскрываться день за днем. Требуется всегда принятие определяющего наш путь предложения свыше, в котором всегда начало новой жизни. Этот дар не есть что-то неподвижное, но он развивается, переходя из одного вида в другой. Тем не менее необходимо, чтобы мы готовили себя к тому, что должно придти, приняли смысл происходящего с нами и вошли в него до конца.
Так Божественный совершенный Промысл будет вести нас этап за этапом — через наши многие скорби и через нашу смерть — к великой жатве, к последнему Страшному Суду Господню.
Источник: Русская народная линия
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии