Смерти нет. Митрополит Антоний Сурожский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Митрополит Антоний

Неделя по Рождестве Христовом. Мф., 4 зач., II, 13-23.

Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Вся жизнь Христа была сражением со смертью. Он родился бес­смертным в жизнь умирания, в мир умирания. Он жил, восходя пос­тепенно к крестной смерти Своей. В первые дни Его рождения смерть подняла свое знамя и погубила младенцев, первых мучени­ков, которые стали у престола Господня. И в течение всей исто­рии Церкви так и шло, что смерть окружала всякое рождение к вечной жизни

.

Христос сплелся со смертью и победил. Через Его воплощение бессмертие вошло в наш тварный мир: земное соедини­лось с небесным, вечное уже действует и торжествует во времени. Эта наша земля, этот наш видимый мир уже приобщились вечной своей славе. Воплощением Христа, преображением Его плоти, воз­несением, а также и величайшим даром, который Он нам оставил, — таинствами Церкви, где временное охватывается вечным, где хлеб и вино делается Телом и Кровью Христа, где уже теперь мы видим, испытываем то, чем тварь станет, когда она откроется во славе.

И большая слава откроется тогда, потому что теперь вечность присутствует прикровенно, а тогда откроется она во всей силе и во всем сиянии. И смерть стала нам не страшна: смерти нет; не в том смысле, что нет умирания на земле, но умирание на зем­ле есть успение, сон, временное ожидание торжествующего воскре­сения. Больше того — умирание на земле нашей уже не есть отчуж­дение от Бога, а соединение с Ним. Христос отверз нам эти две­ри вечной жизни; Он Сам оказался и Путем, и Дверью.

Как ликуем мы в дни воплощения Сына Божия, как уже в эти дни мы предвку­шаем все другие торжества Богоявления, и как дивно делается, что наша плоть — это Его плоть, Его вечность — наша вечность, Его победа — наша победа. Будем с верой жить, с верой живой о том, что всё это не образы, а реальность, что всё это правда жизни, и что сейчас во Христе все живы, и торжествуем мы по­беду Его.

Аминь

12 января 1969 г.


Источник: Православие и мир