СМЕРТЬ НА ПАСХУ, ИЛИ «НЕУСЫПАЕМАЯ» ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

23 апреля наша Церковь чтит память 179 преподобномучеников Дау-Пенделийских.

Православные христиане знают, что неотъемлемой частью престола каждого храма, без которого невозможно совершение Божественной литургии, является антиминс. Это плат из шелка или льна с вшитыми в него частичками мощей какого-нибудь святого и с изображением положения Иисуса Христа во гроб. Но есть на земле такие святыни, где само место, обагренное кровью мучеников, представляет собой сплошной огромный престол с антиминсом, потому что вокруг него покоятся мощи святых. Одно из таких необычных святых мест находится в Греции, в небольшом населенном пункте Дау-Пендели недалеко от Афин. В настоящее время там располагается женская обитель Господа Вседержителя (Пантократора), которая раньше была мужским монастырем с очень древней и славной историей.

Хотя исторические данные о времени основания монастыря несколько разнятся, всё же полагают, что он возник в IX веке, в непродолжительную пору расцвета средневековой Византии. В жизни обители отразились все периоды существования Византийской империи до самого ее падения. Но монастырь Пантократор продолжал свое функционирование и после того, как империя перестала существовать. В эпоху османского владычества, находясь в абсолютно враждебном окружении, он оставался одним из духовных центров православных греков и колыбелью их национального самосознания. В лучшие времена в обители проживало до 600 насельников, а в период турецкой оккупации почти до 200. С самого начала своего возникновения монастырь отличался от всех остальных тем, что имел не только достаточно строгий устав, но и определенный литургический распорядок. Божественная литургия в его главном храме в честь Преображения Господня, имеющем 8 престолов, служилась непрерывно каждые три часа. Поэтому обитель имела славу «неусыпаемой». Так продолжалось вплоть до 1680 года.

На побережье, недалеко от которого располагался монастырь Пантократор, довольно часто совершали набеги морские пираты, опустошая близлежащие поселения. Неплохо укрепленная обитель представляла определенный интерес для безбожных разбойников, желавших поживиться тем, что там находилось. Однако попасть на ее территорию было затруднительно. Предусмотрительные монахи создали потайной ход, позволявший им в случае набегов или военных действий покидать свои жилища и укрываться в безопасном месте. Но оказалось, что среди трудников монастыря находился предатель. Он-то, узнав о потайном ходе, и помог бандитам проникнуть в обитель для совершения ужасного злодейства. Произошло это ночью на самый праздник Светлого Христова Воскресения. Кто были эти люди, которые не побоялись совершить такое святотатство и преступление? Одни летописи называют их сарацинами, другие агарянами, в третьих источниках они конкретно именуются турками и алжирцами. Впрочем, это вовсе неважно. Это были не христиане и, очевидно, те, кто нисколько не боялся Бога и для кого жизнь другого человека абсолютно ничего не значила.

Ворвавшись в храм, где шло торжественное Пасхальное богослужение, они набросились на монахов и беспощадно изрубили их в клочья. Вся братия, стоявшая со свечами в руках, совсем не защищалась. Так под пение «Христос Воскрес!» отошли одномоментно в вечность 179 насельников славной обители в Дау-Пендели. В живых остался лишь один иеромонах, который по послушанию во время этого злодеяния находился на монастырском подворье в Героцакули. Возможно, Господь промыслительно сохранил ему жизнь для того, чтобы было кому упокоить и совершить погребение растерзанных тел насельников, а также рассказать потомкам об их мученической кончине. Когда оставшийся в живых иеромонах возвратился в обитель, пред его взором, несомненно, предстала ужасающая картина. Весь храм и вход перед ним были залиты кровью, везде были разбросаны части плоти убиенных иноков разного возраста. Никто из монахов не покинул храм во время Пасхальной всенощной, не предпринял попытку к бегству. Все они мужественно приняли смерть от жестоких злодеев. Всю свою жизнь эти святые непрерывно прославляли Творца в своих молитвах, с молитвой на устах они предстали пред Ним и по ее завершении.

После этого страшного события монашеская жизнь в обители стала угасать. Монахов становилось все меньше и меньше, иногда в ней проживало всего по одному или по два инока. Почти три века останки преподобномучеников были скрыты ото всех. И лишь в 1963 году, когда началось возрождение обители, стали обретаться и мощи невинно убиенных святых насельников. Восстановлением обители занимались сестры женского монастыря в честь святого Потапия, которые усиленно молились о том, чтобы Господь открыл места упокоения мучеников. И произошло чудо. При вскрытии полов рабочие, проводившие реставрацию, стали ощущать необычайное благоухание. Так под Царскими вратами были найдены нетленные мощи игумена монастыря и еще 64 монахов. Возле мощей сразу же стали происходить чудеса исцеления. На территории монастыря не проводись дальнейшие раскопки, а потому останки остальной братии покоятся до сих пор в земле, на которой расположена обитель.

Греческая Церковь прославляет отцов-преподобномучеников, пострадавших на праздник Пасхи в 1680 году в Пантократорской обители, во вторник Светлой седмицы, а Русская Православная Церковь воздает им память в день их мученической кончины 23 апреля.

Валентина Новикова (Чернышева)

https://pravlife.org/ru/content/smert-na-pashu-ili-neusypaemaya-obitel-p...