Смерть и Промысл Божий. Священник Олег Булычев
Всё бывающее с нами попускается от Бога к лучшему устроению нашего душевного состояния для вечного спасения.
Преподобный Георгий,
Затворник Задонский
Человек так устроен, что в детстве он не часто встречается со смертью, как бы не обращает на нее особого внимания. Обычно на ребенка смерть не производит соответствующего ее статусу впечатления. Ведь дитя есть воплощение самой жизни, оно постоянно в движении и поглощено узнаванием окружающего мира. Содержанием своей жизни ребенок отторгает от себя саму идею смерти. С возрастом же смерть всё чаще попадается человеку на его жизненном пути, и он постепенно приходит к осознанию ее некоей значимости и неизбежности, свыкается с этим.
То ли это особенность нашего времени, но смерти что-то за последние годы в мире стало очень много. Притом что большая часть человечества живет уже достаточно давно мирной стабильной жизнью, есть континенты, которые просто наслаждаются благоденствием. Особенно много стало смерти насильственной, внезапной и нежданной. Если уход из жизни по старости и болезни человеком воспринимается как нечто закономерное, с чем можно смириться, то смерть внезапная, особенно насильственная, даже людей незнакомых, выглядит противоестественной и непостижимой.
Погибают от пуль и снарядов дети, женщины, старики, нередко сразу целыми семьями.
То в одной части света, то в другой люди – как правило, молодые – не перестают убивать друг друга: в военных конфликтах (коих немало на планете) или в криминальных разборках за сферы влияния. Падают самолеты, тонут корабли, терпят крушение поезда. В некоторых же странах происходит и вовсе неприемлемое: погибают от пуль и снарядов «безвременно» во множестве и каждый день мирные люди – дети, женщины, старики, нередко сразу целыми семьями. Никто из них не может гарантировать себе рассвет следующего дня. Смерть беспристрастно, не считаясь с планами людей на жизнь, не жалея юности и красоты, совершает жатву свою.
Хоть и смертен человек, но смерть чужда и противоестественна его сознанию, сознанию, часто не постигающему того уникального дара жизни, каким он наделен от Творца Своего. Мы, как правило, отгоняем мысли о собственной смерти, так как наличие в нас бессмертной души дает еще в земной жизни ощущение, что мы будем жить всегда. Это ощущение перевешивает рассудочное знание о том, что настанет когда-нибудь момент и нашего расставанья с земной жизнью. И поэтому, когда на нашу землю, в наш дом приходит нежданная и внезапная смерть (как говорят украинцы – «наглая смерть»), нам трудно после этого порой адекватно воспринимать окружающую нас действительность и последующий ход событий.
Вообще-то взрослому человеку свойственны любопытство и интерес к уходу в иной мир других людей; у всякого здорового человека явление смерти закономерно вызывает в душе волнение и возбуждение своей таинственностью, непостижимой загадочностью. Но когда смерть становится явлением обыденным, особенно смерть людей молодых, погибающих «на излете», она начинает больше вызывать в душе человека страх и беспокойство. Зная о множестве людей, не доживших даже до твоего возраста, задаешься закономерным вопросом: «А чем я лучше их, что продолжаю жить?» Поэтому у здравомыслящего человека появляется устойчивое ощущение, что ничем он не может гарантировать себе даже завтрашнего дня.
Чтобы как-то свыкнуться с происходящей в мире вакханалией смерти, у человека два выхода – или черстветь душой: включать так называемые защитные механизмы, как говорят психологи, то есть уберечь свою немощную душу от потрясения и болезни, «не принимать близко к сердцу», не впускать действительность в свою жизнь, или другой выход – опереться на помощь Божию и прибегнуть к молитве, этого требует совестливая душа. Ведь молитва – это время Божиего благоволения к нам. О чем угодно мы можем жалеть, что впустую на это потратили время, но только не о молитве. В молитве гарантом нашей уверенности в будущем выступает Сам Владыка нашей жизни – Бог. В молитве Господь подает человеку силы и терпение вынести любые испытания, наставляет его правильно воспринимать окружающую его действительность, в том числе и смерть людей.
Ведь что есть смерть как не орудие Божиего Промысла? Она есть вестник, возвещающий волю Божию людям. «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Эф. 5: 17), – призывает нас великий апостол Павел. А в чем же эта воля Божия? Прежде всего, в том, что Бог, совершенно независимый, готов принимать в вечность внезапно умирающих людей, готов их поставить перед частным Своим Судом. И рассуждать нам в этой ситуации о том, был ли готов нравственно тот или иной умерший человек к вечности, уже не приходится. У Бога Свои суды.
А кто сейчас готов к вечности? Нам достаточно внимательно присмотреться к окружающим нас людям – соседям, коллегам по работе, «покупающим и продающим» (см.: Лк. 17: 28), просто прохожим. И мы увидим, что для большинства из них Иисус Христос и Его Церковь просто не входят в сферу их интересов, даже элементарного любопытства. Над учением Церкви о Царствии Божием, Страшном Суде и вечных муках они иронизируют, относя таковые истины к бабушкиным преданиям. Увидев священника где-нибудь на улице, эти люди реагируют на него как на инопланетянина, как дети на необычную зверушку. Действительно – ведь они никак в своей жизни не пересекаются с православным духовенством, считая его чем-то лишним и ненужным для современного человека, пережитком прошлого.
Видя страдания и гибель множества людей в разных частях мира, хаос и междоусобицы, разрушившие их мирную жизнь, мы можем оценить то, что имеем, но можем потерять, если не сделаем надлежащих выводов.
Действительно, наше общество давно и долго уже живет мирной размеренной жизнью. Но впрок она нам не пошла, раз многие «отолстели» сердцами и перестали чувствовать боль и страдания других людей, не захотели понять, что мирная жизнь – это дар Божий, которым большинство людей злоупотребляют по своему усмотрению. Этот дар Божий мы часто не ценим, воспринимаем как нечто должное. Для того ли Господь дает нам мир и благоденствие, чтобы мы тратили это драгоценное время на суетные заботы и греховные удовольствия? Испытываем Божие долготерпение, строя такую жизнь, в которой не находится места для правды Божией.
Ведь дар Божий должен и употребляться по воле Божией. Волю же Божию «благую, угодную и совершенную» (Рим. 12: 2) объявил нам, осуетившимся, Господь Иисус Христос: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (блага земные. – о. О.Б.) приложится вам» (Мф. 6: 33). Вот об этой-то воле Божией и напоминает всем нам через различные трагические события в мире посланник Божий – Ангел смерти.
Царство Божие большинством не востребовано, мало кто ищет Его.
Ведь образ жизни подавляющего большинства людей противоречит этой заповеди Христовой. Царство Божие оказалось этим большинством не востребовано, мало кто ищет Его. Многие люди в принципе и не против того, что им предлагают Царство Божие, им приятна мысль, что после земной жизни будет еще одна жизнь, даже вечная. Но им претят духовно-нравственные требования на пути к этому Царству. Напрягаться ради чего-то невидимого и непонятного у них энтузиазма нет, поэтому человек быстро теряет интерес и охладевает к этой идее.
Ищут же люди благополучия земного, часто в ущерб требованиям совести, любыми средствами. Каждый хочет построить собственный «раек» на земле, устраиваются в этой жизни всерьез и надолго. Пожелания плоти для современного человека – это святое; научно-технический прогресс постоянно совершенствуется, чтобы доставить ей еще больший комфорт. Но «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 8 ).
Не стоит заблуждаться по поводу постоянства той мирной жизни, которую мы имеем. Ведь мы ее не заслуживаем. Взирая на людей, лишившихся своих близких, потерявших кров и не имеющих самого необходимого, не дай Бог нам превозноситься своим благоденствием. Всех их несчастий мы в полной мере также заслуживаем. Об этом же говорил однажды Господь Иисус Христос иудеям, недоумевающим об убитых Пилатом соплеменниках: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1–3). По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, примером погибающих вразумляются остальные, что и они потерпят большое зло, если не устоят в благочестии; «мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если же мы не исправимся, то горе наше будет больше».
Переживая за совершающиеся жестокости с людьми, мы можем найти утешение в словах Господа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Бог, в отличие от нас, не так ценит нашу земную жизнь и благополучие нашей плоти. Даже можно сказать больше: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15), когда кроме земной жизни люди не желают знать никакой другой реальности. Доказательств этому мы находим множество на протяжении всей мировой истории человечества, вывод из которой очевиден: жизнь человека на земле преизобилует больше скорбями и невзгодами, болезнями и лишениями, чем радостями и счастьем, которые имеют характер кратковременный и несовершенный. Бог словно хочет показать человеку всю несерьезность, суетность и неразумность его пристрастия к этой земной «юдоли плача и скорбей», словно хочет сказать: «Безумный человек, о горнем помышляй, а не о земном, взгляни на небо, у Бога твое родное Отечество, у Него твое вечное счастье!»
Бог, прежде всего, заботится о духовно-нравственном благополучии души человека. Она для Него ценнее всего мира.
Поэтому Бог, прежде всего, заботится о духовно-нравственном благополучии души человека. Она для Него ценнее всего мира: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8: 36). Страданиями тела Господь хочет спасти душу человека от вечной смерти.
Войны, болезни, катастрофы, стихийные бедствия – то горькое лекарство нам, не осознающим своего духовного заблуждения.
Люди не используют мирное и благополучное время, чтобы прийти в храм за духовным врачевством для своей изъязвленной грехами души. Поэтому войны и болезни, потери от различных катастроф и стихийных бедствий – это горькое лекарство по необходимости не осознающим еще своего духовно-нравственного заблуждения. Ведь и малые неразумные дети вынуждены принимать горькие пилюли для пользы здоровья, хотя при этом проявляют недовольство, не осознавая нужды в лекарстве и получаемой от него пользы. Хотя, как показывает история, многим людям и такое Божие врачевство не идет впрок.
Для обычного человека жестокость страданий всегда непонятна и неприемлема. Но таковые страдания относятся к условиям жизни падшего человечества, от них не закрыться. Неслыханная жестокость происходящего с людьми всегда отражает степень забвения и пренебрежения нами Божиего присутствия в мире. Бог готов разрушить наше земное благополучие и комфорт плоти, чтобы временное и бренное не лишило нас вечного. Обыденность жестоких смертей людей, по большей части молодых, обесценивает призрачное земное счастье человека, показывает его суетность. Смерть вступает в конкуренцию с жизнью – теперь она более частый гость у человека, чем сама жизнь. Она теперь может прийти к человеку, не дожидаясь его болезни или старости. Только она, разрушающая всякий уютный мирок, построенный без Бога, срывающая пелену с глаз, не желающих видеть истинной картины мира, может заставить человека вспомнить о Владыке его жизни.
«Помни о смерти – и вовек не согрешишь», – учат святые отцы. «Память и размышление: о смерти, о Суде, о Царствии Небесном, в несомненной вере – есть истинная мудрость» (преподобный Георгий Затворник). Память смертная – это верный посох для прохождения поприща земной жизни. Если бы люди брали его с собой в дорогу жизни, то многих несчастий они могли бы избежать.
http://www.pravoslavie.ru/put/72835.htm
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии