Служить — значит царствовать. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
31 августа — празднование иконы Божией Матери «Всецарица»
Оригинал иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица» (по-гречески — «Панта́насса»), находится в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Но существует множество списков с этой иконы, в том числе и в нашей России. Особо почитаемый образ — в Новоспасском монастыре в Москве. С первых веков Церковь изображала Богородицу как Царицу и Владычицу, сидящую на царском престоле со знаками царственности в окружении ангелов или в момент венчания на царство Ее Сыном.
 
Матерь Божия прославляется Церковью как Царица неба и земли. Та, Которая в Благовещение назвала Себя Рабой Господней, в течение всей Своей земной жизни была верна тому, что это именование выражает. Утверждая тем самым, что Она была истинная Ученица Христова, и сущностью Ее жизни было служение. Мы помним эти слова Спасителя: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Вот почему Пречистая Дева была первой среди тех, кто служит Христу, в том числе в других людях, чтобы привести их к Царю, Который говорит, что служить Ему — значит царствовать с Ним. И Она обрела в полноте этот дар подлинной свободы, свойственной ученикам Христовым: служить — значит царствовать. Слава служения не имеет конца — восходя к небесам, Божия Матерь продолжает служить спасению многих.
 
Праздник Успения, который мы совершали недавно, связан непосредственно с сегодняшним праздником иконы Божией Матери «Всецарица». Матерь Божия была взята на небо с телом и душой, чтобы быть увенчанной Пресвятой Троицей как Царица и Госпожа всей твари. Она была вознесена на небо, чтобы еще более уподобиться Своему Сыну, «Царю царствующих и Господу господствующих» (1 Тим. 6, 15), Победителю греха и смерти. Преподобный Ефрем Сирин влагает в уста Божией Матери такие прекрасные слова: «Пусть небо прострет ко Мне руки, потому что Я почтена более его. Ибо небо — только Его престол, а не Его Матерь. Насколько больше достойно чести и поклонения — быть Матерью Царя, чем Его престолом!»
 
Царское достоинство Божией Матери сокровенно связано с царским достоинством Ее Сына. Иисус Христос — Царь, потому что Он обладает полной и совершенной властью как на небе, так и на земле. Это царство Его — не только полное, но абсолютное и естественно принадлежащее Ему. Царство Божией Матери — полное, и оно заключается в приобщенности Ее Сыну. Слова «Царица и Госпожа» по отношению к Пречистой Деве — не метафора. Ими мы выражаем Ее истинное превосходство и подлинное достоинство и власть в этом мире и в вечности.
 
Пречистая Дева, будучи Матерью Царя, подлинно и естественно Царица, находящаяся на вершине творения. Она — первая человеческая личность во всей вселенной. Она прекрасна и совершенна, и имеет такую полноту невинности и святости, что невозможно представить кого-либо больше после Бога, и без Бога никто никогда не сможет Ее понять. Именование Пречистой Девы Царицей есть Ее единство со Христом как Матери, по благовестию Ангела: «Господь с Тобою» и совершенное приобщение Ее Сыну Царю в деле искупления мира. В этом именовании Она — Мать-Царица Царя, Который есть Бог, Тот, Кто дает Ей это возвышение над другими человеческими творениями. Царица Богородица — Та, Которая сообщает им сокровища и блага Царства Господня по дару Своего Сына.
 
Будем часто приближаться к престолу благодати и милосердия нашей Царицы и Матери, и испрашивать у Нее помощи в трудностях, света среди тьмы, облегчения в скорбях и болезнях. И будем молить Ее о благодати ненавидеть грех и освобождаться от рабства ему, чтобы быть способными возносить постоянно сыновнюю хвалу Той, Которая столь великая Царица и Мать.
 
Известно, что через этот чудотворный образ Пресвятая Богородица врачует от самых тяжких болезней — в особенности к нему обращаются больные раком, этой болезнью века. Предстательством Пречистой одни получают избавление от смертельного недуга, другие через страдания приходят к подлинному покаянию и достигают святости. Будем обращаться к Ней, чтобы получить милосердие и найти благодатную помощь в том, в чем мы нуждаемся. Мы знаем, как верующие прибегают к Ней с молитвами: «Радуйся, Царице!», «Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице!» Эти молитвы, особенно в такой праздник, они готовы без конца повторять в своем пении. Чем больше у нас скорбей, тем чаще мы обращаемся к Божией Матери, обретая надежду в прекрасном именовании Ее царственности.
 
Мы тоже участвуем в великом празднике Небес, в котором Пресвятая Троица встречает нашу Мать, уже вознесенную на Небеса навеки. Достойно и праведно есть, чтобы Отец, Сын и Святой Дух венчали Пресвятую Деву как Царицу, имеющую господство над всем творением. Что можем принести мы Ей, кроме нашего убожества и наших немощей в этот день? Только наше покаяние. И мы венчаем Матерь Божию, Которая также и наша Мать, нашими очищенными Ее предстательством грехами и исцеленными Ею болезнями, потому что не имеем ни драгоценных камней, ни добродетелей. Она ждет нас, Она хочет, чтобы мы присоединились к радости святых и ангелов. Мы на Нее надеемся и Ею хвалимся. Нам дана милость и власть быть причастниками этого торжества, потому что Она — наша Мать.