СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Во имя Отца и сына и Святаго Духа! Сегодняшнее зачало Евангелия начинается следующими словами: «В последний день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (т.е. Дух Святой) (Ин. 7:37-38).
Праздник Св. Троицы именуется вершиной Пасхи, исполнением Синайского закона, пришествием в мир Духа Святого, днем рождения Церкви Христовой, днем любви и единства, днем первой христианской проповеди ап. Петра, днем первого крещения 3 тыс. человек, местом первого Христианского Храма, филологическим праздником (как его называет прот. А. Ткачев), днем церковнообразующим.
Вся история человечества – это история его спасения, которая событием Пришествия Мессии разделяется на три периода.
Первый период – предуготовление мира к пришествию Мессии со времени грехопадения прародителей в раю до дня Благовещения, когда человечество в лице Пресвятой Девы приняло своего Господа и Спасителя. В этот период Промысел Божий, непрестанно сообразуясь со свободной волей людей, устраивал пути спасения мира.
Второй период – от Благовещения до Пятидесятницы, когда дело спасения мира совершал Господь Иисус Христос, уготовляя человечеству путь к Богу Своим искупительным подвигом: жизнью, страданиями, Крестной смертью и Воскресением.
Третий период – от Пятидесятницы до второго Пришествия Христа, когда человеку дано воспринять то спасение от тлена грехов и обожение, которое раз и навсегда даровал миру Господь наш Иисус Христос.
Почему мы сегодня празднуем праздник св. Троицы?
Потому что в домостроительстве нашего спасения участвовали три Лица Пресвятой Троицы, ибо Святого Духа Господь наш Иисус Христос послал от Отца Своего (см.: Ин.15:26), а посему и праздник Пятидесятницы, прославляющей сошествие Святого Духа на апостолов, заключает в себе сугубое торжество – в честь Пресвятой Троицы вообще, и в особенности в честь Святого Духа.
Воскресный день, называемый Троицыным, посвящается преимущественно прославлению Пресвятой Троицы, а понедельник, именуемый Духовым днем, – прославлению Святого Духа сошедшего на апостолов. Он настолько любим и почитаем в нашем народе, что его называли русским праздником.
История просвещения человечества знанием о св. Троицы происходило от сотворения мира до сего дня. Так, самая сердцевина и сокровенная глубина христианства заключается в вере в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия. Только христианство дерзновенно исповедует единство Божие и столь же дерзновенно исповедует Бога Пресвятой Троицей – Отцом, Сыном и Духом Святым. Един Бог, в Пресвятой Троице славимый, один Бог в трех Лицах, иначе – Личностях; Три Личности в абсолютном Единстве. Три в Едином, Единый в Трех. Эта истина христианской веры не подчиняется рассудочному пониманию, ищущему ответа с опорой на формальную логику. Однако отцы Церкви говорили о возможности созерцании Святой Троицы.
Когда человек вступает в христианскую жизнь, первые слова, которые он слышит, это: «Крещу тебя во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Так начинается его погружение в ту таинственную бездну троичности, с которой он будет связан уже навсегда от ныне и до века. Вера в бытие Пресвятой Троицы теперь становится воздухом его, и настоящий христианин будет дышать им всю жизнь. Потому что христианство действительно есть зов Отца участвовать в жизни Сына посредством даров Св. Духа.
Святой Лев Великий еще яснее развивает знаменование дня Пятидесятницы: «Пятидесятый от воскресения Христова день содержит в себе великие таинства Ветхого и Нового Заветов. Он ясно свидетельствует о том, что благодать была предвозвещена законом, а закон восполнен посредством благодати. Ибо как некогда, по избавлении еврейского народа, в пятидесятый день после заклания агнца, был дан закон на горе Синайской, так и после страданий Христа, после того как сей истинный Агнец Божий был умерщвлен, в пятидесятый день по воскресении Его, Дух Святой сошел на апостолов и на верующий народ, дабы всяк познал, что Ветхий Завет служил приготовлением к Евангелию и что Завет Новый установлен тем же Духом, которым утвержден и Ветхий».
Еще задолго до пришествия в мир Спасителя пророк Иоиль, утешая народ свой надеждою на преизобильные блага времен Мессии, говорил от лица Божия: Излию от Духа Моего на всяку плоть и прорекут сынове ваши и дщери ваши и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят, ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего (Иоил. 2:28-29).
И другие пророки многократно представляли благодать Святого Духа под образом воды, утоляющей духовную жажду, восстановляющей и обновляющей ослабевшие силы души человеческой. А Святая гора Сион и град Иерусалим в пророческих видениях изображаются средоточием, откуда исходит закон и слово Господне. (Ис. 2:3) для всего мира, и где все народы, научившись путям Божиим, обретают спасение (Иоил. 2:32). Это спасительное сошествие Святого Духа, воссозидающего духовную жизнь человечества, предвозвещенное пророками, обетовано Господом Иисусом Христом ученикам Его в последней прощальной беседе с ними. Оставляя Своих сущих в мире (Ин. 13:1), Пророк и Предтеча Господень Иоанн говорил: «Я крещу Вас в воде в покаяние, но идет тот, кто будет Вас крестить Вас огнем и Духом» (Мф. 3:11).
Христос обещал апостолам иного Утешителя, Который пребудет с ними в век, Духа истины (Ин.14:16-17), Духа Святого, Который научит их всему и воспомянет им все, что Он сам говорил им (ст. 26), наставит их на всякую истину и возвестить им грядущее (Ин. 16:13). Пред Своим вознесением на небо, Он заповедал апостолам не отлучаться из Иерусалима, но ждать исполнения обетования о сошествии Святого Духа.
Апостолы, обрадованные обетованием Святого Духа, возвратившись с горы Елеонской, взошли в горницу, где и пребывали в молитве и в молении, приготовляясь к великому событию. С ними была также и Пресвятая Дева Мария с некоторыми благочестивыми женами и сродниками Господа по плоти. Прошло девять дней радостных ожиданий, единодушных, усердных молитв Отцу Небесному. Настал празднственный день Пятидесятницы, напоминавший Израилю Синайское законодательство. Ожидало ли святое общество «сионян», что этот торжественный день будет священным днем огненного крещения их Духом Святым (Деян. 1:5)?
Засим следовало видимое явление Святого Духа: Явились бывшим в Сионской горнице разделяющееся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2:2). По объяснению святых отцов, Дух Святой явился в виде языков:
- «по сродству с Словом: «Он совечен Сыну, и язык имеет великое сродство с словом, а Слово Отца есть Сын, и так как существо Духа и Сына едино, то тот же Дух долженствовал явиться в языке».
- Святой Дух сошел в виде огненных языков, по толкованию святых отцов, потому что «Бог есть невещественный, неизреченный и невидимый огнь, по свидетельству Павла: Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29).
- Он явился в виде разделенных языков, как изъясняет святой Григорий Богослов, «по причине разных дарований». Впрочем, Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2:11). «Да не подумает кто-либо, – скажем словами святого Льва Великого, – что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святаго Духа. Он, по естеству Своему, будучи невидим, подобно Отцу и Сыну, явил только свойство Своего служения и действия в таких знаках, знаках, в каких Сам восхотел, а то, что собственно принадлежит до существа Его, сокрыто в Его Божестве, потому что взор человеческий, как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа».
- Наконец, огонь имеет свойство очистительное, – а таково действие Святого Духа на душу человеческую: Он нисшел на апостолов в огне, чтобы, по выражению святого отца, возжечь в них духовную ревность к правде, «возжечь духовный огонь против самих себя – и чтобы они сами пламенем покаяния попалили свои грехи». Хотя Дух един и тойжде (1 Кор. 12:11).
Исполнившись Святого Духа, все начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. Апостолы говорили на иных языках о великих делах Божиих. Не только речь, но и сам предмет речи были необычны: «Они не просто говорили, но говорили нечто дивное, и потому справедливо эти люди недоумевали, так как никогда еще не было ничего подобного». В этот день они проповедовали представителям всей вселенной, всей цивилизации этого мира.
По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме находились иудеи, люди набожные, из разных стран света: там были парфяне, мидяне, еламиты, жители Месопотамии, Палестины, Каппадокии, Понта, Асии, Фригии, Памфилии, Египта, Ливии, и пришедшие из Рима не только иудеи, но и прозелиты, то есть обращенные из язычества. Толпа любопытных окружила апостолов, и как все удивились, когда каждый слышал их говорящих его наречием!
С настоящего дня, по выражению святого отца, «реки чудесных дарований и потоки благословения начали орошать пустынную и бесплодную вселенную; с настоящего дня мир стал оглашаться проповедию Евангельскою, и при сиянии огненных языков сделались ясными и слова Господа господей и Его повеления, имеющие силу просветить и научить ум и разрушить владычество греха». Во всем мире, на всех языках исповедуется и славится единый Бог, Отец и Сын и Святой Дух – Святая Троица.
Мы и ангелы не знаем природу, сущность Бога, лишь исповедуем единосущность Святой Троицы.
Прот. Всеволод Шпиллер говорил: «He думайте, что любовь – это свойство или атрибут Бога. Нет. Бог есть Любовь, т. е. сама сущность тройственного взаимодействия. Три Лица Пресвятой Троицы взаимно разомкнуты и, при неслиянности личных свойств, Троица суть Единица, потому что Она – Любовь.
Любовь, неслитно единящая Три Ипостаси, Три Лица, являет себя в каждой по-своему. В первом, в Лице Бога Отца, она рождающая праоснова чистого бытия. Во второй, в Боге Сыне, она – рожденное Слово, Логос, открывающее или изводящее в бытие, т. е. осуществляющее мысль и волю Отца. Может быть, подобно тому, как наше слово, порожденное умом, выводит из него содержащуюся в нем мысль? В Третьей Ипостаси, в Духе Святом, любовь – движущее, животворящее начало, энергия Божественной жизни. При всей их несравнимости, может быть, в нашем духе можно усмотреть как бы отражающий эту силу луч?»
К нам устремляются следующие слова: Отец – любящий. Сын – возлюбленный единородный. Дух Святой – любовь, Дух любви.
Один – это всегда эго, поэтому понятие и взаимодействие Троицы приводит нас к познанию: Бог есть Любовь.
«Но может ли истинная любовь быть замкнутой в себе? Может ли она быть обращенной на себя? Не есть ли она непременно движение из себя, направление вовне? Вот с чем глубоко связана наша вера и наше христианское понимание миротворения.
Именно так из понятия Божественной Любви из небытия возникает бытие. Пророки, апостолы, святые – не составители семинарских учебников – видят сотворение мира как совершающуюся в вечности мистерию Божественной Любви. Так же они учат и о сотворении человека посреди мира, как друга, нужного Богу, как возлюбленного Богом».
Тайна Божественного Триединства – тайна, которую раскрывает Христос, Бог Слово воплотившийся, и которую святые и учители Церкви называли «пресветлой и прерадостной». Это тайна Троицы, тайна Бога, тайна любви, тайна веры, устремленной к этой любви и от Христа ее приемлющей. Мы, православные христиане, веруем во Единого, но не в одного, или одинокого, Бога, и это Единство в Нем есть Любовь. Она же есть абсолютное и всеблаженное единство Любящего, Любимого и Любви, или, как Он сам открыл нам: Отца, Сына, и Святого Духа.
Преподобный Андрей Рублев написал икону «Святая Троица» чтобы люди, молитвенно прибегая к Божественному Духу любви Святой Троицы, побеждали злобное разделение мира в самом себе. Таков был замысел и самого преподобного Сергия, который назвал в честь Троицы свою деревянную церковку и тем самым засвидетельствовал, что любовь должна побеждать разделение, вражду, демонический распад. Единство – это Господь, единство – это сила, единство – это любовь. Распад – это мрак, это сатана. Учение о Троице и дано грешному человеку для понимания того, что единство людей друг с другом есть подражание вечному Божественному образцу – Первообразу.
В Праздник Святой Троицы, сугубо христианский и православный, мы празднуем христианский опыт познания Бога, победу истинного богословия, переживаем благодарность Спасителю за возможность быть едиными с Ним и друг с другом в Святом Духе. В этом и есть наша жизнь и само наше спасение.
Сам Христос сказал, что верующие в Него будут иметь источник воды, текущей в живот вечный (см.: Ин. 4:14).
«Иногда нам кажется, – говорит протоиерей Алексей Уминский, – что мы живем духовной жизнью, потому что ходим в храм, ходим, молимся, читаем Священное Писание, исповедуемся и причащаемся, и совокупность этих действий мы для себя называем духовной жизнью. Но на самом деле признак духовной жизни совсем другой.
Если мы в сердце внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, что никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям, обида».
Продолжая эту тему, известный проповедник протоиерей о. Андрей Ткачев говорит: «Каждый из нас хотел бы знать, а есть ли какие-либо критерии, по которым можно определить, живу ли я в Духе Святом или нет?» И таких критериев много, говорит он. Вот, например, один из них. Прп. Силуан Афонский напоминает нам, говоря: «Запомните простую истину: если вы пока еще не молитесь за своих врагов, не обольщайтесь, Духа Святаго в вас нет».
Будем помнить, что наш Творец любит больше, чем мы сами себя, все делая для нашего спасения. И как говорят святые отцы, он зачастую ищет не причину, а повод чтобы нас помиловать, т.к. больше всего Всемогущий Бог любит миловать человека.
Постоянно находясь у источника живой воды, мы всё-таки ищем иных источников существования, других возможностей наполнить нашу жизнь. Такие источники мир предлагает, и мы к ним, увы, притекаем. Сегодня мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога! Положим труды свои в покаянном делании в стяжании благодати Духа Святого, дабы быть причастным Св. Троице и в этой жизни, и в будущем веке. Аминь.
Иеромонах Серафим (Панич)
https://www.optina.ru/23_slovo_v_den_svjatoj_troicy_-_ieromonah_serafim_(panich)/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии