Слово в день памяти святителя и чудотворца Николая

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Н. К. Чуков
Актуальность слова, сказанного за Литургией в день памяти одного из особо чтимых на Руси святых настоятелем Казанского собора, ректором Петроградского Богословского института протоиереем Н.К. Чуковым (будущим митрополитом Григорием) 19 декабря 1920 г., не исчезла со временем. Не утратить живое чувство веры, как и прежде, помогут усердная молитва святому и горячее слово пастыря.

Тропарь, гл.4: Правило веры и образ кротости воздержания учителя яви тя стаду своему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Один из наиболее чтимых наших народных святых – можно сказать, самый близкий, родной нашей душе святой – святитель Николай при жизни своей был полон любви к людям, сострадания к скорбящим. Помощник труждающимся, он чутко отзывался на всякое горе, шел на помощь даже прежде, чем его вспоминали и взывали к нему. Бесчисленны рассказы о его благодеяниях, об его помощи всем нуждавшимся в ней. И по смерти прославленный Господом, он остается с тою же любовью к людям, с тою же сострадательностью ко всем скорбящим, с тою же помощью ко всем нуждающимся.

И не исчислить, кажется, храмов в русской земле, созданных в память святителя. И нет, кажется, ни одной православной церкви, где не было бы образа этого наиболее чтимого, наиболее дорогого народу святого.

Стойкий ревнитель веры православной, горячий подвижник, как апостол Петр, поборник Господа Христа, и в то же время кроткий и смиренный молитвенник; весь пламенеющий любовью к людям и менее всего думающий о себе – таков духовный лик святителя, как рисует его нам церковное предание. И как близки, как родственны эти свойства души святителя нашей народной русской душе, так же на пространстве 1000-летней истории, выявившей свою горячую ревность по вере, свою кротость и смирение, свой молитвенный дух и свою любовь до самозабвения. И небесный покров святителя Николая всегда был над всеми, кто свято чтил и ревностно хранил в душе эти присущие и ему свойства веры, кротости, смирения и любви. И сколько чудотворений явил он от святых своих икон по разным концам нашей Родины. И как ревностно и горячо почитает Русь святителя Николая!

Да, жив был дух св. веры в душе русского народа и жила Святая Русь!

Но вот какой-то туман спустился над нашей землей; люди так называемые «передовые», «глаголющие быти мудры» потеряли, вернее – погасили свет Божий в душах своих, сошли с пути истины и, забыв о небе, забыв о Христе и понадеявшись лишь на свои собственные силы, решили без помощи Небес устроиться со своим благополучием.

Зло – сильно при нашей беспечности. И вот этот дух растления постепенно проник в массы нашего до того верующего народа, и начался распад души народной, стало гаснуть в ней живое нравственное чувство. И мы видим, к каким ужасам привела эта утрата веры в душе. Мы видим, как храмы, где возносилась молитва веры, те святые изображения, перед которыми в течение столетий благоговела Святая Русь, подверглись осмеянию, поруганию, забвению... Мы видим, как вместо кротости и любви пронесся над нашей землей дух злобы и ненависти и привел к междоусобию и братоубийству... И что еще суждено испытать нашему народу – известно одному Тому, Кто держит в своей деснице судьбы всех народов!

По опыту жизни мы знаем, что тот, кто в припадке духовного безумия сказал в сердце своем «нет Бога», обрек свою жизнь на постепенное вымирание. А если этот распад коснется души целого народа, то какое же омертвение и запустение жизни грозит тогда этому народу!

О, да избавит Господь по молитвам святителя Николая от этой мрачной участи русский народ!

Но нельзя не видеть, что перед теми, кому дорога святая правда Неба, встает теперь великая задача – внести «дух Христов» в исстрадавшиеся души людей, совершенно сбитых с верной дороги и не знающих, куда им идти: ибо без веры, без Христа нам не подойти даже и к порогу новой жизни, так горячо нами ожидаемой...

И если отступление от веры, забвение наших исконных упований привело нас к этой мрачной беспросветной тягости, к такому упадку духа, в котором томятся все – и верующие, и неверующие, – то возрождение нашей народной души будет лишь с подъемом религиозного духа: лишь вера, живая вера, как всегда, спасет Россию.

Многогранна и широка русская народная душа. От высоких подвигов веры и благочестия до ужасных глубин падения и дикого отрицания способна доходить она. Но через многие скорби и страдания, какие постигают ее, она очищается, омывается, одумывается и теперь, даст Бог, глубоко и сознательно приникнет к Господу и вспомнит свое прежнее благочестие, и выявит свои прежние великие свойства кротости, смирения и любви, припадет к своим прежним святыням, и священный покров небесных заступников: Царицы Небесной, святителя Николая, святителя Гермогена – засияет над русской землей, над ожившею и снова проникнутою живою верою народною душою.

С крепкой верой в это возрождение горячо и усердно будем молиться, братья, об этом нашем возвращении на путь веры и благочестия. Да укрепит нас святитель Николай в твердой и непоколебимой вере, да поможет нам утвердиться в благочестии и жить в любви и правде; да будет он нашим заступником и помощником так же, как доселе широко являл знамения своего милосердия и заступления. Аминь[i].


[i] Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)

http://www.bogoslov.ru/text/3012188.html