Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Высоко-Петровском монастыре в субботу первой седмицы Великого поста (о Церкви)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл (профиль крупнее) (*)

20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Цель жизни человека заключается в том, чтобы совершить обратное тому, что сделал Адам. Если Адам разорвал общение с Богом и отказался от Него, возжелав жить вне Божиего закона, по своей воле, то задача каждого человека заключается в том, чтобы вернуться к общению с Богом и соединиться с Ним настолько, насколько это возможно. Если в основе греха Адама лежало непослушание воле Божией, Божиему замыслу о человеке, то в основе нашей жизни должно лежать послушание Божией воле.

Эту волю мы знаем, она открыта нам. Божественное откровение, Слово Божие доносят до нас конкретные требования, исполняя которые, человек может жить в соответствии с Божиим замыслом. Это Божественное откровение хранится в Церкви, в общине единомышленников, в которой живет и действует Святой Дух. Силой Святого Духа Божественное откровение, Слово Божие хранится в Церкви неповрежденно, и никакие обстоятельства времени, никакие человеческие мудрования не способны разрушить это Слово или исказить его, поелику оно охраняется за святыми стенами в духовной крепости — охраняется не силой человеческой, а силой Святого Духа.

Но в Церкви мы не только узнаем волю Божию. В Церкви мы вступаем в особое общение с Богом через молитву. В Церкви нам дается возможность, соотнося свои поступки и мысли со Словом Божиим, видеть, насколько мы отклоняемся от курса, насколько верно или неверно мы поступаем. И в том случае, если мы поступаем или мыслим неверно, у нас есть возможность принести покаяние Богу и исправить свой жизненный курс.

В Церкви происходит и еще нечто очень важное: мы не только научаемся Слову Божиему, мы не только можем корректировать свою жизнь, но силой Божественной мы можем реально разрушать свой грех. А если грех есть единственное средостение между человеком и Богом, то через это разрушение мы можем входить в непосредственное общение с Богом, соединяться с Ним. Как же это возможно? Как можно разрушить бездну наших грехов? Как можно испепелить все наше беззаконие? Какой силой можно обновить человека? Мы хорошо знаем, что даже самые современные средства медицины неспособны обновить человека — они могут справиться с недугом, но не могут вернуть человеку молодость, не могут продлить жизнь настолько, насколько долго человек хотел бы жить.

Какой же силой упраздняются эти страшные духовные болезни, которые присутствуют в нас и разрушают нашу душу? Силой Божественной. Это происходит в Таинстве Церкви. Святой апостол Павел назвал Церковь таинственным Телом Христовым (см. Ефес. 1:22-23). Нам трудно понять, что это означает, но ясно, что это не просто образ. Тело Христово — это не метафора, это реальность. И когда Церковь, община верующих людей, собирается вместе со своим епископом или священником и вместе совершает Таинство Тела и Крови Христовых во Святой Евхаристии, когда благодатью Святого Духа по молитвам Церкви хлеб и вино становятся вместилищем невместимого Бога, тогда видимым образом является Таинство Церкви ― Таинство Тела и Крови Господа и Спасителя. Вот почему святой Симеон Новый Богослов, великий византийский мыслитель, и назвал Святую Евхаристию Таинством Святой Церкви.

В Церкви небесное соединяется с земным непостижимым для нашего ума образом. Физически хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Подобно тому, как в Богочеловеческой Личности были соединены человеческая и Божественная природы, так в Церкви соединяются Божественное и человеческое, земное и небесное, временное и вечное. И Церковь ― это не человеческое только сообщество, но это Богочеловеческий организм. И когда мы, наученные в Церкви Слову Божиему, соединенные с Господом молитвой, очищенные покаянием, вкушаем Тело и Кровь Христовы, то разрушаются наши грехи, ибо в Таинстве Святого Причащения совершается очищение душ наших. Мы причащаемся во оставление грехов и в жизнь вечную.

В течение всей первой седмицы Великого поста мы молились, размышляли, слышали назидательные слова псалмов и других молитвословий, приносили свое покаяние Богу. Сегодня очень многие люди будут приступать к Святой Чаше, потому что подвиг говения, воздержания, молитвы, покаяния должен завершаться участием в Святейшем Таинстве Евхаристии. В этом Таинстве мы освобождаемся от греха, через это Таинство восстанавливается то, что разрушил Адам, и мы, немощные и слабые, входим в реальное общение с Богом, прикасаемся к Божественному Царству. И когда мы произносим Божественные слова о том, что Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), мы свидетельствуем о реальности, участниками которой являемся именно через соединение с Богом, и в нашей жизни утверждается истина, Божественная правда, Божественная воля, которую не сумел исполнить Адам.

Но в церковном общении происходит еще нечто важное. Мы не в одиночестве приступаем к Господу. Мы предстоим Ему как молящаяся община, и когда мы причащаемся от Единого Хлеба и Чаши, мы, как говорит Василий Великий, соединяемся друг ко другу во единаго Духа причастие. Церковь является не только местом встречи человека с Богом, но и местом особой встречи людей. Через причащение Единого Хлеба и Единой Чаши мы становимся единым целым, и в этом таинственном единстве людей преодолеваются все существующие различия ― социальные, имущественные, национальные, политические. Если мир являет нам пример разделений, которые лишь множатся с течением истории, то Церковь является местом объединения людей, местом совместного предстояния Богу, а значит, и местом, где таинственным, но реальным образом преодолеваются или могут преодолеваться человеческие разделения.

Вот почему мы говорим, что без Церкви нет спасения. Это справедливо по отношению к каждой личности, но это справедливо и ко всей человеческой истории. Вне зависимости от того, какое статистически место Церковь занимает в современном роде человеческом, только в этом стаде, великом или малом, свершается тайна спасения, и великая тайна совместного предстояния рода человеческого пред лицом Божиим.

Пусть же Господь в ответ на нашу молитву, скромную и смиренную, в ответ на наше покаяние, часто неполное и несознательное, по милости Своей, через святейшее Таинство Церкви дарует всем нам спасение и жизнь вечную. Аминь.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1096223.html