Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

8 января 2014 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас еще раз сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова!

По обычаю во второй день этого великого праздника, здесь, в главном храме Святой Руси, мы совершаем торжественную Литургию, вспоминая Собор Пресвятой Богородицы.

«Собор» в переводе на русский язык — собрание. Значит, мы вспоминаем некую группу людей, которая связана с Пресвятой Богородицей в первую очередь физическими узами родства. Эти узы простираются вглубь веков, потому что Пресвятая Богородица была из рода царя Давида, и потому в перечне тех близких людей мы в первую очередь вспоминаем о Давиде, благочестивом царе израильского народа, который основал Иерусалим как столицу, который принес на гору Сион ковчег завета, который написал дивные псалмы, — по крайней мере, как говорят историки и исследователи Библии, значительная часть псалмов если и не его рукой была написана, то людьми его круга, которые передали его мысли, передали характер его благочестия в этих замечательных текстах. Наверное, никто и никогда не создавал более возвышенной поэзии, никто и никогда не выражал молитвенного чувства так, как выразил его святой пророк и царь Давид. И мы используем его слова в наших богослужениях, в наших частных молитвах. Когда читаешь книгу Псалмов, то не можешь не поразиться силой ума, силой чувства, силой эстетического чувства, красотой слога, какими обладал святой праведный пророк и царь Давид.

Мы вспоминаем также Иосифа Обручника, человека близкого Пресвятой Богородице. Он взял Ее из Иерусалимского храма, он хранил Ее девство и Ее чистоту. Он не был Ее физическим мужем, но он был главой той семьи, которая и была образована его союзом с Пресвятой Девой Марией. И по человеческому размышлению, и по тому, как относились к нему люди, он воспринимался как глава семьи, в которой родился Иисус Христос, Мессия, Спаситель мира.

Мы вспоминаем также апостола Иакова, двоюродного брата Спасителя, благочестивого по ветхозаветным, иудейским меркам человека, который был начитан в Священном Писании, который скрупулезно исполнял предписания ветхого закона и считался среди иерусалимлян человеком особого благочестия. Он принял Христа как Спасителя, как своего учителя, он стал одним из тех, кто Его окружал и в силу особого авторитета среди жителей Иерусалима он стал предстоятелем, епископом первой христианской общины — общины Иерусалима, которую мы называем матерью всех Церквей, потому что так говорит об Иерусалиме и об Иерусалимской общине Священное Предание Православия.

Сегодняшний день предоставляет нам замечательную возможность подумать о значении семьи, о значении близких людей. Человек рождается в семье; отец, мать, братья и сестры, двоюродные братья и сестры, дяди, тети, крестные родители — это самое близкое окружение, это те люди, которые формируют человеческую личность, личность ребенка. Именно от того, насколько крепка семья, каково качество семейных отношений, зависит и результат воспитания. Каждый из нас, по крайней мере большинство, прошел через опыт ребенка, жившего в семье, и каждый знает, какой радостью в сердце ребенка отзываются любовь родителей, их благочестие, мир в семье и какой невероятной скорбью отзываются несправедливость, жестокость, раздоры в семье, измены, разводы.

Мы очень часто говорим, что молодежь у нас не та, что в молодежной среде много плохого и греховного. Я согласен, что часть молодежи действительно пребывает в этом греховном состоянии, которое нередко является причиной страшных преступлений. Вчера, в первый день Рождества, я имел возможность посетить один из следственных изоляторов города Москвы, где содержатся малолетние преступники. Они еще не осуждены законом, но большинство из них совершили страшные преступления, включая убийство, насилие. Это дети от 14 до 18 лет. Почему эти дети совершили столь страшные злодеяния, а другие не совершили? В любом случае, будь то генетическая зависимость детей от своих родителей и от своих предков или будь то результат воспитания, виновность родителей, семьи очевидна. Это неблагополучные дети. И когда мы говорим о неблагополучных детях, мы имеем в виду не только материальный недостаток, может быть, имеем это в виду в самую последнюю очередь, потому что бывают неблагополучные дети в очень богатых семьях — где нет мира, где нет правды, где отношения пронизаны ложью. Ребенок, который живет в такой атмосфере, впитывает все, что он видит, слышит и чувствует, и это становится частью его природы. Ведь что такое преступление, совершенное ребенком? Это проявление его внутреннего состояния. Такие дети с легкостью говорят неправду, причем считают, что, употребляя ложь, они делают для себя что-то доброе и правильное, обманывают кого-то в свою пользу. Ложь перестает волновать совесть ребенка — она становится оружием, которое он использует, покоряя мир вокруг себя. И этот перечень грехов можно продолжать до бесконечности — речь идет о том, что именно старшее поколение несет ответственность за состояние молодежи.

Вот почему Церковь употребляет сегодня такие огромные усилия по организации религиозного воспитания детей, организации воскресных школ, по преподаванию основ православной культуры в средних учебных заведениях, по работе с молодежью в высших учебных заведениях, ведь то, что этим детям и юношам, может быть, не хватило в семье, Церковь могла бы им с любовью предать, сказать о самых высоких идеалах, осуществление которых делает людей счастливыми, оберегает от опрометчивых действий, могущих привести к жизненным катастрофам.

Сегодня мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, большую семью, в которой жил Господь Иисус Христос. Вспоминаем жизненный подвиг Самой Пресвятой Богородицы и всех тех, кто был рядом со Христом, — достаточно сказать, что одним из первых мучеников стал Иаков, Его двоюродный брат, первый епископ Иерусалимский. Вспоминая мысленно этот пример замечательного устроения семейных отношений, мы должны просить Пресвятую Богородицу и всех сродников по плоти Господа и Спасителя, чтобы Он укрепил семейные связи, чтобы Он обострил чувство ответственности родителей за детей, чтобы Он помог формированию духовно здоровых личностей в непростых условиях современности, благодаря здоровым семейным отношениям.

Мы сегодня молились о наших детях, о нашей молодежи, о подрастающем поколении, чтобы Господь милость Свою пролил над ними, вооружил их духовной силой, разумом, способностью отделять добро от зла, плоды от плевел, способностью сопротивляться искушениям, способностью созидать свою личную жизнь, а в будущем — жизнь своих семей, а значит, созидать и здоровое общество, без которого и вне которого с трудом мыслится здоровая семья.

Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной пребывают над всеми нами, укрепляя всех, кто трудится на благородном поприще ради осуществления тех добрых дел, результатом которых будут счастливые судьбы вверенных им молодых душ. Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с праздником Рождества Христова!


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.sedmitza.ru/patriarch/2014-01-08/4385389.html