Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 8-ю по Пятидесятнице после Литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 8-ю по Пятидесятнице после Литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса

30 июля 2023 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию вместе с собратьями-архипастырями, с сонмом духовенства и со всеми вами, мои дорогие матушки, отцы, братья и сестры.

В воскресный день мы прославляем самое важное событие, которое произошло в человеческой истории: Господь Воскрес. А это значит, что всё, чему Он учил, всё, что Он сделал, творя чудеса, Он утвердил совершенно непостижимым для человеческого сознания явлением — Своим Воскресением из мертвых. Тем самым Он показал всем, что нет границ всемогуществу Божию, что Бог может все, что Он может воскресить умершего; и Божественная сила призвала Господа Иисуса Христа к жизни после трех дней пребывания во гробе.

Чудо Воскресения отвергается светскими исследователями новозаветной истории, и даже некоторые западные конфессии как бы заканчивают Новый Завет распятием. Мол, закончилась земная жизнь, а все остальное — это мифология; и Христос Иисус, Который столько учил доброму и хорошему, был погублен человеческой злобой, неправдой и умер на кресте. Конечно, тому, кто исключает существование Бога и не признает, помимо горизонтального, вертикальное измерение человеческой жизни, повествование о Воскресении кажется совершенно невероятным. Вот многие и отвергают это повествование, в том числе ученые, которые изучают Новый Завет как исторический памятник.

Но если отвергнуть Воскресение, придется отвергнуть и все то, что Христос совершил. Потому что тогда Он просто неудачник — говорил добрые, хорошие слова, кого-то даже исцелял, а Его взяли да убили, привели в исполнение смертный приговор, и на этом все закончилось. Тогда какой смысл имеет все то, чему Господь учил, — если так легко и просто с Ним расправились? Действительно, если бы Евангелие заканчивалось Голгофой, мы бы с вами сегодня здесь не стояли. Но Евангелие заканчивается Воскресением Господа и Спасителя. А это значит, что Бог, Творец мира, положивший в основу бытия законы, по которым физический мир и существует, и двигается, — Он имеет власть приостановить и даже отменить действие этих законов, если это угодно Его воле. Так и произошло с положенным на три дня во гроб телом Спасителя, Сына Божиего и Сына Человеческого, — Божественной силой Он снова вернулся к жизни, воскрес.

А если бы этого не было, то, как говорит апостол, тщетна была бы вера (см. 1 Кор. 15:14), тщетно Евангелие. Потому что Иисус из Назарета остался бы в памяти людей просто замечательным неудачником, Который хорошее говорил и даже делал, может быть, обладал целительной силой, но закончил так бесславно: Его просто взяли и казнили, и никакой Своей силой Он не смог Себе помочь.

Еще раз хочу подчеркнуть: некоторые нерелигиозные толкователи Евангелия потому и отвергают Воскресение, потому что невозможно признать Воскресение и не признать Божественного бытия. А вся наша с вами вера и основывается на вере в Воскресение. Мы верим, что Господь Иисус Христос действительно пострадал, был жестоко распят, но силой Божественной победил смерть и воскрес.

В честь Воскресения назван и этот замечательный храм — светлый, красивый, прекрасно отреставрированный. Душа радуется. А что это означает? А это означает, что мы, люди XXI века, верим в Воскресение. Если бы не верили, то, наверное, и храма этого не существовало бы, или он находился бы в плачевном состоянии, или использовался бы не по назначению. Но ведь этот прекрасный Воскресенский собор в Арзамасе, как бы воскресший из тяжелого прошлого, есть свидетель нашей с вами веры. Веры тех, кто во власти, веры простых людей, веры интеллигентов — всех тех, кто составляет сегодня нашу Церковь.

Чему же мы должны быть научены — всем тем, о чем только что было сказано? Мы должны быть научены следующему: какие бы искушения нас ни посещали, какие бы лжеучителя, ссылаясь на некие «научные» данные, ни отрицали Воскресение, мы всегда должны верить в то, что Господь родился, жил, был умерщвлен злой человеческой волей, силой диавольской, и воскрес. И мы — Его наследники, мы верим в Воскресение, а значит, верим в смысл человеческой жизни.

Вообще, какой бы в жизни был смысл, если все заканчивается в 60, 70, в лучшем случае в 80 лет? В самом деле, давайте подумаем. Некоторые носители атеистических убеждений говорят: «Ну, мы живем для будущих поколений». Странно. Разве нынешнее поколение имеет меньшую ценность, чем будущие? Жить для будущего — это нелогичная цель, особенно для человека с материалистическими взглядами. Зачем жить для будущего, если я живу сейчас? А если я умру и дальше ничего нет — ради какого будущего я жил? А если преступность, войны, несправедливость расцветут пышным цветом? Ради этого ли я жил? Отрицая Бога, мы отрицаем смысл жизни, мы отрицаем логику человеческого бытия; все становится бессмысленным, а оправдания этой бессмыслицы — нелогичными. Потому что, если мы живем для будущих поколений, для кого они будут жить? Для последующих поколений? Но ведь никто не знает, что будет через эти десятки поколений…

Другими словами, каждый человек представляет ценность в очах Божиих, жизнь каждого уникальна и неповторима. Бог приводит нас в этот мир, чтобы мы прожили в соответствии с Его законом, и тогда мы обретаем не только смысл бытия, но и жизнь вечную.

Вот в чем значение Воскресения. Мы действительно верим в то, что Господь умер и воскрес. Мы верим, что и мы воскреснем после нашей смерти, что воскресение — это и наше будущее. Мы творение Божие, уникальное, удивительное, и какой страшной бессмыслицей было бы уничтожение каждого поколения — без того, чтобы каждый мог возрадоваться с Господом, если то угодно Богу и соответствует нашей жизни и добрым делам!

Когда мы так говорим, мы должны, конечно, вспомнить и удивительных, замечательных людей — наших царей, наших правителей, наших ученых, наших военачальников, наших тружеников, особенно крестьян, силой которых была создана мощь Российской империи, да и всех тех, кто поколение за поколением служил Родине своей, Церкви своей и отдавал ради этого жизнь, когда требовалось. Не бессмысленно, но с огромным смыслом, понимая, что жизнь человека не ограничена земной жизнью. И замечательным видимым выражением веры в бессмертие и является этот замечательный Воскресенский собор в городе Арзамасе — такой красивый, такой благолепный, возведенный в стиле русского классицизма. Он очень напоминает Спасо-Преображенский собор в городе Петербурге, где служил мой отец, который, как многие, может быть, знают, был родом из Лукояново, то есть из этой Арзамасской земли. Он служил в Спасо-Преображенском соборе, а я ребенком приходил туда и молился. Поэтому, войдя под своды этого собора, я провел мысленную, но реальную связь и со своим детством, и со своим отцом, который был сыном этой земли.

И в завершение я бы хотел, мои дорогие, всем нам пожелать сохранять в первую очередь веру в сердце. Не поддаваться ни на какие соблазны, искушения, в какие бы ризы эти соблазны и искушения ни рядились. Мы, верующие люди, на стороне правды, а значит, мы — на стороне силы. И об этом нужно помнить и никогда не сомневаться в своей вере, никогда не поддаваться ни на какие попытки увести нас от самого главного, самого правильного жизненного пути, наполненного реальным Божественным смыслом. И если будем хранить веру православную, то будем стараться и жить по вере, а жить по вере — значит любить. Любить свою Родину, любить свою родную землю, малую Родину, любить мужа или жену, любить детей, любить родных и близких и вообще любить людей. Иногда спрашивают: «А что это — любовь к незнакомому человеку?» Конечно, это не такая же любовь, как к мужу или жене, брату, сестре или детям. Любовь к незнакомому проявляется в нашей неспособности сделать ему плохо. Это словно красный свет светофора — нельзя совершать зло по отношению к другому человеку. Вот это надо усвоить всей силой своей души и своего разума. А интриги политические, экономические — всё это греховно. Некоторые могут сказать: «Как так? Тогда и конкуренции не выдержишь, кто-то тебя на повороте обойдет». Не обойдет, а если даже обойдет, с плохими намерениями, на повороте, то как бы он с этого крутого виража не упал. Потому что это не соответствуют воле Божией, а мы, живя по воле Божией, должны в меру сил своих творить добро, говорить правду и, насколько сил хватит, любить друг друга.

Вот эти слова как-то особенно пришли мне сегодня на сердце, когда я взирал на замечательный Воскресенский собор города Арзамаса. Собор, который олицетворяет саму победу Христа над злом, а значит, символизирует победу Божией правды в роде человеческом.

Пусть Господь хранит Россию, нашу Родину, Президента нашего Владимира Владимировича Путина, местные власти, воинство наше, весь наш народ. И пусть Господь, сохраняя народ наш от всякого зла, помогает нам сохранять веру в то, что Он и есть единственный Путеводитель по жизни и ведет нас в Царство Свое, которому не будет конца. Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с праздником и хотел бы в этом соборе произнести: Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси