Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, после Литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, после Литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском1

6 марта 2014 года, в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно приветствую со вторым постным воскресным днем, посвященным памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Сегодня во время Божественной литургии читалось подобающее этому дню Евангельское чтение об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). Этот текст хорошо всем известен, — я только напомню, что речь идет о людях, которые приняли решение во чтобы то ни стало принести больного, парализованного человека к Господу Иисусу Христу, с тем чтобы Он его исцелил.

В это время Господь находился в некоем доме. Вокруг была большая толпа, подойти к дому было невозможно, тем более войти вовнутрь; и тогда с большим трудом, взобравшись на плоскую, — как подобало восточным домам не только того, но и нынешнего времени, — кровлю, они решили ее разобрать и спустить носилки с парализованным в комнату, где был Спаситель. Так и сделали, и Господь исцелил этого несчастного человека.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, имя которого мы сегодня вспоминаем, написал прекрасную гомилию — проповедь, посвященную именно этому тексту. Размышляя о том, что такое «расслабленный», святитель Григорий говорит, что расслабленность происходит в первую очередь через различные наслаждения. Человек расслабляется, становится парализованным — его ум, его воля, его чувства парализуются, когда он отдается страстям.

Как замечает святитель Григорий, такого расслабленного невозможно исцелить иначе, как был исцелен физически расслабленный, парализованный человек, — нужна помощь Божия. А чтобы эту помощь получить, нужно разобрать кровлю, разметать черепицу, глину и прочие материалы, из которых она сделана. Ведь без усилий людей, которые взобрались на кровлю и втащили туда парализованного, ничего бы не произошло. Господь не исцелил бы, если бы они стояли где-то вдалеке, в тени от яркого солнца, и ждали. Наверное, ничего бы не произошло; но они употребили огромные усилия. Те, кто был на Востоке, кто был в Иерусалиме, помнят эти восточные дома с плоскими крышами. Не так легко взобраться на такую крышу, а уж втащить за собой парализованного на носилках — огромный труд!

По словам святителя Григория, кровлей, которую нужно разобрать, чтобы получить Божию помощь для исцеления, является мыслительная часть нашей души, то есть наше сознание. Когда человек живет по закону похоти, услаждая в первую очередь свою плоть, делая то, что ему приятно, — он становится духовно парализованным.

Но ведь эти действия исходят от сознания. Даже у человека, не способного к анализу собственных мыслей, собственных деяний, и то всегда есть некое самооправдание, когда он впадает в грех распутства или пьянства, когда он делает что-то, что лишает его образа человеческого, только чтобы усладить свою похоть. Ведь он же не бездумно это делает — какие-то мысли всегда предшествуют. Вот с этой мыслительной части души, как говорит Григорий Палама, все начинается. Мысли подталкивают человека к формированию образов, мысли создают некое притяжение ко греху, мысли направляют человеческую волю.

А как же формируются мысли? А они не сами по себе возникают. Они возникают от соприкосновения человеческого ума с окружающей реальностью. Мир, реальность влияют на формирование мыслей, и сегодня в нашем греховном мире на человека обрушивается информационное пространство, которое так или иначе формирует греховный образ мыслей, — это и фильмы, книги, телевидение, Интернет, реклама... И когда человек видит эти внешние раздражители, когда он впускает их в свое собственное внутреннее «святилище», в свое «святая святых», в свой разум, в свое сердце, то эти мысли начинают работать. И сопротивляться врагу, который уже ворвался вовнутрь крепости, очень трудно, — обычно города, через крепостные ворота которых проникал враг, сдавались практически без боя.

Вот так происходит и в нашей жизни. Когда мы впускаем греховные помыслы, возникающие от соприкосновения с греховной стороной человеческой жизни, эта мыслительная часть души, по слову Григория Паламы, начинает формировать наше отношение ко многому, в том числе ко греху. Мы становимся расслабленными, мы говорим: «А что особенного? Другие поступают еще хуже. Почему я должен не делать то, что мне хочется? Я один раз живу! Почему я не должен удовлетворять свои потребности — есть, пить, блудить, прелюбодействовать, клеветать, обманывать, прокладывать нечестными средствами свое продвижение по службе, достигать каких-то политических или экономических целей или просто господствовать в семье, порабощать окружающих людей?» Духовное расслабление ведь не означает отсутствия активности. Человек может быть очень активным, а духовно, внутренне — парализованным.

Как же воздействовать на эту мыслительную часть нашей души? Святитель Григорий Палама учит нас необходимости сосредоточения, внутреннего контроля над самим собой, а применительно к внешним обстоятельствам нашей жизни — контроля над всем тем, что входит в нас, особенно контроля над тем, что входит в неокрепшие детские души, в души юных людей, совсем еще неустойчивых, слабых, — полных энергии, но не способных критически воспринимать то, что их окружает, и в особенности неспособных отделять правду от лжи и добро от зла.

Таков анализ, который предлагает нам святитель Григорий Палама, — анализ того, как мы должны жить, чтобы уметь разбросать кровлю мыслительной части нашей души и открыть ее навстречу Божественной благодати. Эти мысли удивительно современны и удивительно актуальны.

Великий пост мы посвящаем именно тому, чтобы взять под контроль свои мысли, сосредоточить свои чувства и свою волю и, что очень важно, — и об этом говорит святитель Григорий, — это не должно оставаться на уровне размышлений наедине с самим собой. Это должно выплеснуться в некоторый волевой акт, и таким волевым актом является покаяние, сознание своей греховности, ошибочности своих мыслей и своих действий, искреннее раскаяние пред Богом, которое должно сопровождаться и разрешением от грехов в Таинстве исповеди.

Да поможет всем нам Господь в дни Святой Четыредесятницы добраться, разобрав кровлю мыслительной части души, до своего сердца и открыть это сердце Богу, дабы Он силой Своей благодати помог нам восполнить немощные силы нашего ума, воли и чувств и сделать важный шаг на пути внутреннего, духовного преображения.

Я хотел бы еще раз сердечно всех вас поздравить с этим замечательным праздником — вторым воскресеньем Великого поста.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси