Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святой равноапостольной Нины
27 января 2013 года, в неделю 34-ю по Пятидесятнице, отдание праздника Богоявления, день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры — участники Рождественских чтений!
Всех вас хотел бы сердечно поздравить с воскресным днем. Сегодня отдание праздника Богоявления, сегодня память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, сегодня важный день в нашей гражданской истории — день освобождения северной столицы от страшной блокады во время Великой Отечественной войны. Все эти события имеют прямое отношение к жизни верующего человека. Даже светские события в истории тесно связаны с тем, что люди делают, о чем они мыслят, как они исполняют закон Христов, как они молятся, что они у Бога просят, насколько они верят в благой Божий промысл.
Все, что происходит с нами в истории, в человеческой жизни, непосредственно связано с нашей духовной жизнью — это аксиома бытия. Светское прочтение истории не предполагает этой связи, — а напрасно, потому что многое становится непонятным, многое не может быть осмыслено, если исключить религиозное измерение. Именно такими событиями наполнена история Великой Отечественной войны, — когда никакими объяснениями, никакими логическими выкладками было невозможно объяснить то, что произошло с нашим народом, в том числе великую победу в этой войне. Но мы знаем, что Господь приклонял милость к нашему народу. Он дал ему возможность искупить многие грехи и не дал погубить народ, страну и веру православную. Снятие блокады с северной столицы страны имело судьбоносное значение, и удивительной была сама способность многомиллионного города выстоять в условиях голода, обстрелов и блокады.
Господь помогает нам понять смысл истории, — и не только для того, чтобы мы могли вознести Ему благодарность за многие благодеяния, в том числе за проповедь о Нем великим мужами и женами, среди которых особое место занимает равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Господь преподает нам эти уроки для того, чтобы у нас оттачивалось духовное зрение, чтобы мы видели смысл происходящего, понимали смысл истории, видели подлинное значение того, что происходит с нами в этой земной жизни. Потому что все, что происходит, имеет некий служебный характер — по отношению к тому, что будет; характер временный, преходящий — по отношению к тому, что вечно, что будет существовать всегда.
Сегодня 34-я неделя по Пятидесятнице. В этот день мы читали Евангелие от Луки (Лк. 18:18-27), о котором вы уже слышали слова проповеди. Не буду возвращаться к самому повествованию, к архиважным мыслям, которые заключены в нем, а хочу обратить ваше внимание на то, на что мы обычно не обращаем внимания, читая этот Евангельский текст: «Подошел некто к Спасителю и говорит: Учитель благий, что мне нужно сделать, чтобы наследовать Царствие Божие?»
Внимание в этой фразе мы обращаем, конечно, на вопрос «что мне нужно делать, чтобы наследовать Царствие Божие?» Но не эти слова были самыми главными, хотя, конечно, они определили дальнейший ответ Спасителя. Господь не сразу отвечает на сам вопрос, но говорит: «Зачем ты называешь Меня благим, ибо только Бог благ». Этими словами Спаситель не отказывается от Своей Божественной природы, но Он обращается к человеку, который не знал, что Он являет Собой эту Божественную природу. В глазах того, кто спрашивал, Спаситель был обычным — может быть, выдающимся, — но обычным человеком. Именно приноравливаясь к пониманию вопрошающего, Господь и говорит: «Что ты называешь Меня благим, ибо благ только один Господь». И в послании к Колоссянам (Кол. 3:12-16) мы сегодня слышали те же слова: «Вы, как избранники Божии, облекитесь во благость».
Что же означает слово Божие о том, что «благ только один Господь»? Благость — это доброта, доброта в высшем смысле. Только один Бог добр в абсолютном измерении. Никто не обладает добротой вполне — в нашей человеческой доброте всегда есть червоточина. Даже у самых святых людей есть нечто, что эту доброту омрачает, — мысли, а, может быть, даже слова или поступки. Но абсолютно благим и добрым является только Сам Бог.
Почему Господь заострил на этом внимание юноши? А потому что тот, как богатый человек, наверняка считал, что можно быть благим, делая добрые дела за счет своего большого имения. Действительно, деньги дают возможность стать добрым, если человек хочет стать таковым, но Господь поднимает планку: «Никто не может быть благим, кроме Бога». И это величайшее по значению ценностное утверждение, которое помогает разобраться в перипетиях нашей жизни.
Сегодня, как и всегда, существует много точек зрения на жизнь, на человека, на человеческие отношения, на то, что есть добро и что есть зло. Нередко эти понятия путаются в греховном сознании людей, тем более что информационное пространство наполняется или, лучше сказать, засоряется различного рода кривотолками, искаженным пониманием добра и зла.
Как же разобраться во всем этом? Как действительно сказать, что есть добро в этой жизни, а что — зло? Как не поддаться на соблазны, которым современный человек подвергается через телевидение, Интернет, кинематограф? Как сохранить себя в чистоте и верности Богу? И ответ очень простой: никто не благ — только един Господь.
Сегодня человеческая личность поставлена в центр бытия, все только и говорят о благе для человека — достаточно посмотреть, что происходит в информационном пространстве накануне выборов или каких-то политических событий. Как же из этих человеческих рекомендаций и предложений выбрать то, что действительно соответствует Благу с большой буквы?
Есть только один критерий — это связь с Богом. И если человек говорит о благе и связывает свое послание с явным свидетельством о том, что никто не благ, кроме как Бог, то значит, он в меру своих сил пытается отобразить Божию благость. А если при всем этом он еще и сознает свое несовершенство, свою ограниченность, утверждая абсолютное значение Божией благости для каждого человека, то мы можем сказать, что этот человек близок к истине.
Очень важно помнить, что Церковь несет проповедь миру на протяжении 2 000 лет. И многие не принимают этой проповеди и борются с ней всяческими средствами, чаще всего никуда не годными, нравственно двусмысленными, а то и преступными, именно для того, чтобы Церковь перестала говорить о том, что подлинная ценность жизни, подлинное благо не может быть вне связи с Богом.
Может быть, кто-то, слыша мои слова, скажет: «Ну, а что же люди неверующие? Что они, добрых дел не делают?» Да, делают, но эти дела являются добрыми настолько, насколько они соответствуют воле Божией и слову Божиему. Вот поэтому, обращаясь не только к верующим людям, но и к неверующим, мы говорим: «живите по совести, не соблазняйтесь на пропаганду, не теряйте человеческого образа. Вам очень трудно, потому что вы отказались исполнять Божие заповеди; вы наиболее хрупкая, наиболее уязвимая часть человечества, потому что нет опоры, нет якоря, который удерживал бы вас на плаву».
Но, тем не менее, если человек в меру своих сил пытается жить по совести, то он не враг. Ему нужно протягивать руку, его нужно поддерживать, ибо в конце концов такие люди чаще всего обретают веру — даже на краю могилы. Сегодняшние слова, которые мы слышали из Евангелия от Луки, наполнены величайшим мировоззренческим смыслом. И, проникая в глубину этих слов, мы должны исповедовать пред лицом Божиим нашу веру в то, что никто не благ, как только един Господь, и просить Господа, чтобы Он дал возможность то благо, которое Творец мира открыл людям, приносить каждому, в том числе через наши слабые человеческие дела, чтобы мы становились соработниками Божиими в утверждении добра в жизни рода человеческого. Аминь.
http://www.orthodox.es/es/2010-07-15-10-06-05/1352-2013-01-27-19-31-55
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии