Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Рождество Христово. Афон. Монастырь Дохиар. Фреска 1568 г.

Вечером 7 января 2016 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Рождества Христова. Благодарю владыку Ювеналия и представителей нашей православной молодежи за те добрые слова, которые были сказаны.

Я всегда особым образом переживаю эти торжественные вечерни, совершаемые на Пасху и на Рождество в присутствии и при участии практически всего духовенства города Москвы и при большом стечении людей. Конечно, не может вся Церковь огромного мегаполиса вместиться даже в самом большом храме мира, и, тем более, не могут эти стены кафедрального собора вместить всех. Но в ваших лицах, во всех вас отображается наша Православная Церковь Первопрестольного града Москвы, и все вместе мы ее представляем, в том числе молитвенно, пред лицом Божиим.

Наши молодые люди, приветствуя меня, вспомнили о гонениях, которые сегодня приходится испытывать христианам. И речь идет не только о странах, где людей лишают жизни за одно только внешнее проявление христианской веры, но и о странах, где проявление веры во Христа может привести к потере работы, к изгнанию из общества, где быть христианином и в точности исполнять Божий закон сегодня означает идти против течения.

Именно об этом мне хотелось поговорить сегодня с вами. Мы празднуем Рождество Христово, мы вспоминаем великое событие — пришествие в мир Господа. Он не принес какой-то новый закон — Он напомнил о подлинном содержании того Божественного закона, который был вручен Богом Моисею, но затем в течение долгих столетий стал пониматься людьми только через призму многочисленных внешних предписаний. Сам вектор духовной жизни был настолько искривлен, что практически не оставалось надежды на спасение. И Господь приходит, как Он Сам говорит, не для того чтобы отменить древний Божественный закон, но чтобы этот закон исполнялся людьми (см. Мф. 5:17). Все Его учение дает нам понимание того, во что нужно верить и как нужно жить, чтобы в своей жизни осуществлять Божественный закон.

Люди строят свою жизнь по законам, по предписаниям, по правилам. И чем сложнее становится человеческое общежитие, чем сложнее становится человеческая цивилизация, тем больше появляется правил — профессиональных, корпоративных, разного рода инструкций, государственных законов. Любая сторона жизни людей строго регламентируется, и если эти законы, предписания, инструкции не исполняются, то человек либо порицается, либо лишается работы, либо вообще теряет свободу.

А что же происходит с тем законом, который людям дал Бог? Сегодня нас учат, что такой закон и вовсе не существует и можно вести себя так, как ты сам хочешь, — никаких предписаний и правил! И что же получается? Есть инструкции, как убирать офисы, как управлять лифтами, как управлять уличным движением, но нет никаких правил, по которым можно и нужно управлять своей внутренней духовной жизнью, своей нравственной сущностью. Конечно, подобные правила появляются, но они не носят обязательный характер, потому что не связаны ни с каким авторитетом, кроме человеческого. Но любой может сказать: почему я должен строить свою внутреннюю жизнь, свои отношения с другими, свои семейные отношения по каким-то правилам, изобретенным другим человеком? И он будет прав.

Но ведь неслучайно был дан закон Моисею, и неслучайно этот закон во всей силе обновил Господь, придя в мир. Потому что этот закон, данный Богом и регулирующий внутреннюю нравственную жизнь человека, имеет абсолютный божественный авторитет, и так было на протяжении столетий и даже тысячелетий. Более того, светские законы имели своим основанием этот нравственный Божественный закон. В юриспруденции есть понимание связи нравственности и права. Не может существовать право в отрыве от нравственности. А сегодня нам говорят: никакого нравственного закона, обязательного для всех, не существует.

А при каком условии люди дерзнули провозгласить отмену этого нравственного закона? Это можно было сделать только в том случае, если люди отказываются от Бога. Тогда нравственность становится относительной — она привязывается к авторитету политиков, философов, поп-звезд. Подражая таким «героям», люди начинают копировать и их образ жизни, но это все частности, не имеющие отношения ко всему обществу, ко всему роду человеческому.

Нравственный закон может быть обязательным для всех только в том случае, если он основывается на Божественном законе. Вот для того чтобы этот нравственный закон изничтожить и превратить нравственную жизнь в неуправляемую стихию, и надо было отказаться от идеи Бога. У этого богоборчества не просто философская задача, как нас пытались убедить. Вера в Бога имеет совершенно конкретное осуществление в жизни каждого человека, потому что если ты в Бога не веришь, у тебя нет никакого абсолютного нравственного закона. Твоя внутренняя стихия раскрепощается, ты можешь творить, что хочешь. А разве не это мы наблюдаем сегодня в жизни нашего народа, — может быть, в меньшей степени в жизни нашего народа, если посмотреть на все то, что в мире происходит.

Когда мы празднуем Рождество, мы исповедуем свою веру в Бога. Мы вновь и вновь говорим всему миру, что Бог пришел в этот мир, Господь воплотился, чтобы обновить нравственный закон, без которого невозможна жизнь личности, общества и всей человеческой цивилизации. Но для того чтобы закон был обновлен, чтобы он заработал, нужно поверить в Бога. И кто же нам поможет поверить? Есть такая сила, помимо умных книг и хороших проповедей в храме, — это наша совесть, это наше врожденное нравственное чувство, которое странным образом не совпадает ни с какими частными нравственными концепциями, изобретаемыми людьми, но точно совпадает с Божиим законом. Божественные заповеди как будто отпечатаны в нашей внутренней матрице, как будто из них соткано наше нравственное начало. А ведь так оно и есть. И потому самым величайшим доказательством бытия Божия является признание наличия этого нравственного внутреннего закона, которое опознается голосом совести, но подтверждается тем письменным законом, который Бог принес роду человеческому.

Поэтому сегодня то дело, которым занимается Церковь, проповедь, которую она обращает к миру, имеет огромное, эпохальное значение. Если эта проповедь будет усваиваться все большим и большим количеством людей, у нас есть надежда на будущее, потому что при всех разнообразных проблемах, конфликтах, противоречиях люди всегда смогут найти общий язык, если у них есть общие нравственные ценности. Тогда можно предотвратить большие и глобальные войны, можно распутать самые сложные проблемы, связанные с современным уровнем развития техники и всего того, что сопровождает нашу жизнь. Все можно решить, если есть некий общий нравственный консенсус. Но этот консенсус невозможен, если мы отказываемся от Бога, потому что ни один самый умный и самый авторитетный человек такой консенсус обеспечить не может.

Пусть слова Церкви силой благодати Божией усваиваются умами и сердцами наших людей. Я внимательно наблюдаю за религиозным состоянием нашего общества, и могу сказать, что происходят перемены. Может быть, не так быстро и не так масштабно, как хотелось бы, но даже то, что мы видим сегодня, очень и очень вдохновляет, ведь возрождение веры происходит не в максимально благоприятных условиях, а в условиях, когда на человека обрушивается враждебный, безбожный информационный поток. И потому реальным чудом можно назвать не только то, что произошло в 90-е годы, чему были какие-то человеческие объяснения, но и то, что сегодня происходит, в том числе, в среде нашей молодежи и среднего поколения. И, обращаясь сегодня к духовенству, я прошу вас, дорогие владыки и отцы, помнить, насколько ответственно то, чему мы посвятили свою жизнь. От ваших трудов, от духовного состояния тех общин, которые вы возглавляете, действительно зависит будущее. И дай Бог, чтобы никогда и ни при каких условиях — ни под действием внешних сил, ни в результате внутренних столкновений отдельных людей в Церкви — никогда не понижался градус нашей духовной температуры, чтобы мы были способны нести живое, актуальное слово о спасении и ближним, и дальним. Я всем вам хочу пожелать от всего сердца сильной веры, горячего внутреннего благочестия, способности никогда не потерять из фокуса вашей жизни самое главное — служение Господу и утверждение веры в нашем народе.

Ну, а всем вам, мои дорогие, и в вашем лице всем, кто нас сегодня слушает и видит, я хотел бы пожелать сильной и крепкой веры, способности отражать всякие искушения и всякие сомнения, помня, что там, где Бог, там будущее, там надежда, там свет и там жизнь. С праздником Рождества Христова всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси