Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у памятника равноапостольному князю Владимиру в праздник Крещения Руси

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В День Крещения Руси Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру в Москве

28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у памятника святому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Только что мы вознесли соборную молитву равноапостольному великому князю Владимиру — святому крестителю Руси. В этот день мы с благодарностью вспоминаем главное дело его жизни — деяние, одного которого было бы достаточно, чтобы имя князя навсегда осталось в нашей истории, и гражданской, и церковной. Это деяние изменило не только жизнь его близких, тех, кто его окружал, но и всего народа нашего, и ввело русский народ в семью христианских народов.

О Крещении Руси, 1035-летие которого мы сегодня отмечаем, сказано и написано немало. Поворотное событие в отечественной истории, решающий выбор пути, вхождение в семью христианских народов и приобщение к духовной сокровищнице Православия — всё это, безусловно, истинно, верно, так оно и есть. Произошедшее на берегах Днепра действительно можно считать точкой отсчета как русской истории и культуры, в основании которой лежат евангельские ценности и идеалы, так и всей духовной жизни нашего народа. Но чтобы все эти правильные слова не звучали шаблонными общими фразами, необходимо задуматься над тем, каким образом с погружения в купель Крещения, в Днепровскую купель, началось реальное духовное возрождение всего нашего великого народа.

Из истории мы знаем, что не было в тот момент у восточных славян единого государства, не было осознания своей общности и целостности. А что было? Были разделения: мы — поляне, мы — древляне, мы — дреговичи, мы — кривичи. Много и других славянских племен жило тогда на широких восточноевропейских просторах. Все они, как свидетельствует преподобный Нестор Летописец, «имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав». И различия в обычаях, в духовной культуре единого народа приводили к тому, что все эти племена враждовали друг с другом, проливалась братская кровь, каждый стремился взять свое за счет жизни и благополучия другого…

И вот удивительно: именно с началом христианизации Руси и собирается народ воедино. Что же это за мощная творческая сила, которая смогла объединить людей, еще недавно смертельно враждовавших друг с другом? Что же это за энергия, которая смогла сформировать из разрозненных племен единую нацию? Имя этой силы — любовь. Только она способна творить и созидать, наполнять непреходящим смыслом человеческую жизнь. На ненависти, на вражде, на противопоставлении одного другому невозможно построить ничего ценного и настоящего, потому что ненависть и зависть могут лишь разделять, разрушать, они не имеют созидательной силы, а значит, не имеют и будущего. То, что всё это именно так, показывают многочисленные примеры из истории нашего Отечества.

Любовь к Богу и ближним побудила князя Владимира сделать духовный выбор и волевым решением принести православную веру своим единоплеменникам. И люди, возрастая в евангельской любви, приходили к осознанию необходимости хранить единство и преодолевали этой силой самые непростые испытания, побеждали и сокрушали множество врагов. А если бы не было этой связующей силы, не было бы веры православной, давно от Руси не осталось бы камня на камне — только разрозненные враждующие племена, исполненные ненависти друг к другу. Ведь с оскудением веры и любовь оскудевает, и, конечно, не только между отдельными людьми — это хорошо известно, — но и во всем народе.

Так произошло и с русским народом: с оскудением веры и любви княжеские междоусобицы, порожденные завистью и жаждой наживы, стали играть все более значительную роль в разрушении народного единства, что привело к раздробленности и ослаблению нашей страны. Те, кто с человеческой точки зрения казались великими и славными, стали и слабыми, и бесславными, потому что не могли иметь любовь и единство со своими братьями. Все это в конечном счете стало причиной длительного иноземного ига. Сословные разделения, а потом и так называемая классовая ненависть породили чудовище русской революции. Даже развал советского государства имел своей причиной недостаток любви к Отечеству и ближним, к сожалению, неизбежный для общества, построенный на безбожии. Ведь если бы была сильна вера людей, разве распалось бы наше единое великое государство, созданное молитвами, духовным подвигом, героизмом нашего народа? Почему в одночасье все разлетелось в пух и прах? Потому что утрачена была вера как невероятной силы стяжка, соединяющая многих людей, подчас разных взглядов и разных убеждений.

Сегодня между братскими народами России и Украины, вышедшими из единой купели крещения, посеяна рознь — и рознь эта, как мы знаем, активно поддерживается силами, одинаково враждебными и русским, и украинцам. Поэтому мы, сознавая все это, призваны взять в руки щит любви. Щит любви к Богу, ближнему, к Отечеству. Каким бы изощренным ни был враг, целенаправленно и долгие годы создававший условия для этого междоусобного конфликта, — ему не выстоять перед силой жертвенной любви. Эта любовь не только в самоотверженном воинском служении. Она — в способности быть милосердными и сострадательными в нашей повседневной жизни. Она — в поддержке мирных жителей и беженцев, раненых и потерявших имущество. Зло, которое несет с собой любая война, преодолевается только так и никак иначе. Без любви не найти пути к справедливому миру, и без любви не найти подлинного пути к Богу.

Равноапостольный князь Владимир вел войны практически всю свою жизнь до принятия Крещения, да и после него. Он был храбр, смел и побеждал почти во всех своих ратных делах, но без нравственного преображения и духа любви все эти победы и заслуги были бы, выражаясь языком апостола Павла, лишь медью звенящей и кимвалом бряцающим (1 Кор. 13:1), то есть лишены подлинного внутреннего духовного смысла и силы.

Сейчас, во времена нестроений, именно нравственное преображение, деятельное изменение сердца требуется от каждого из нас. Если мы будем подобны в этом духовном делании равноапостольному князю Владимиру, то силою Воскресшего Христа, победившего саму смерть, обязательно одержим победу над врагом рода человеческого — именно она предшествует всем остальным победам, даруемым Господом и каждому человеку, и целому народу. Именно эта победа над самым главным врагом, противником Самого Бога, открывает путь к построению мира, справедливости, добрых отношений между народами и процветанию стран и государств.

Дай Бог, чтобы добротой и наполнялись наши сердца, чтобы благие дела были главным содержанием жизни нашего народа, чтобы пребывали в нем, по слову апостола, сии три неизменно: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13:13).

Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси