Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

1 сентября 2022 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братия, сестры, сердечно поздравляю с великим для града Москвы и Церкви нашей праздником. Мы молимся сегодня перед Донской иконой Божией Матери, вспоминая дивные события, которые связаны с молитвой наших благочестивых предков перед этим образом. И особенно памятны два события в истории нашего народа, когда молитва перед Донской иконой спасла нашу страну.

Первый раз это произошло в 1380 году на Куликовом поле, когда предстояло дать решающее сражение тем, кто оккупировал землю Русскую, кто использовал ее ресурсы, разоряя материальную, и не только материальную, жизнь народа. Потому что бедность очень часто сопровождается пороками, и долгие годы иноземного ига, несомненно, отразились на жизни людей. И вот князь Дмитрий Донской решается сразиться на Куликовом поле с теми, кто столетиями господствовал над нашей землей. Как свидетельствуют историки, сила была на другой стороне и риск был огромный, потому что если бы Русь не победила, то она была бы просто обречена на уничтожение. Речь шла о том, быть или не быть стране нашей и народу нашему.

Тогда, в 1380 году, донские казаки привезли на Куликово поле ту самую икону, перед которой мы с вами молимся, и Дмитрий Донской, все воинство наше склонили колена своя пред этим образом. Да, наверное, и весь народ наш горячо молился тогда, предстоя мысленно или физически пред этой иконой, чтобы решающая битва принесла победу Руси. И, несмотря на превосходящие силы противника, битва была выиграна — несомненно, силой Божией, как и мужеством наших воинов. Для Орды это было первое поражение, а для Руси — свидетельство о том, что мы можем бороться с иноземным игом и имеем силу его победить.

А второе событие связано уже с городом Москвой. 1591 год, крымский хан Гирей стоит на Воробьевых горах. Силы защитников Москвы несопоставимы с этой крымской ордой, и, наверное, хану Гирею и в голову не могло прийти, что предстоящий его взору город сможет как-то сопротивляться, тем более нанести ущерб его могучему войску. Но что же происходит здесь, на этом месте, где мы с вами сейчас стоим? Было совершено особое молебное пение пред Донской иконой Божией Матери. Все, кто только мог, пришли, чтобы помолиться и испросить помощи Пресвятой Богородицы, ведь и москвичи сознавали, сколь могущественны те, кто смотрел с презрением на наш град и кто имел все возможности разрушить Москву, изничтожить людей и на долгие столетия вновь погрузить наше Отечество в рабство. Давайте поставим себя на место москвичей того времени. С какой силой веры они пришли к этому образу! Как они просили избавить город, а значит, и всю страну от нашествия иноплеменников, от разорения, от насилия, от грабежей, от пожаров, от смерти, от уничтожения! И что же произошло? Произошло чудо, в которое, наверное, никто из посторонних наблюдателей в то время не верил.

Да и сегодня люди, далекие от веры, не могут рационально объяснить нашу победу над ханом Гиреем в 1591 году. Сейчас большинство людей руководствуется в своей жизни не верой, не Божиими заповедями, а рациональным подходом: если выгодно, значит, так и надо поступать. Нравственные критерии — совсем не дело современной политики. Но разве что-то изменилось с тех давних времен? Изменились вооружения, военная стратегия, но по-прежнему великой силой остается молитва, при одном только условии: если мы верим. А если мы сомневаемся, тем более если недоумеваем по поводу самой возможности веры в Бога, то никакого чуда не произойдет. Потому что Бог входит в человеческую историю, изменяет ее течение, входит в личную и общественную жизнь людей только тогда, когда мы с глубокой верой просим Его об этом.

Сегодня наступили такие времена, когда мы должны особенно просить Господа о помощи Отечеству нашему. Действительно, идет борьба добра с космическим злом. Почему мы так говорим? А потому что оправдание греха есть дело диавольское. Диаволу нужно разрушить средостение между добром и злом, смешать понятия, и ведь сегодня так и происходит! Люди не различают, что есть добро, а что зло, потому что во всем мире работают мощные пропагандистские силы, формируя такое мировоззрение. На это и делается ставка темной силы: если люди перестанут различать добро и зло, то они будут принадлежать злу, без всяких компромиссов.

Что же мешает окончательной победе зла? Ему противостоит Господь Иисус Христос, Его Божественная сила, являемая в вере Его последователей, Его учеников. И покуда среди Его учеников и последователей хранится непоколебимая вера в то, что Господь есть господин истории, что в Его руках судьбы вселенной, что вера в Бога есть непременное условие выживания человеческой цивилизации, — до тех пор будет сохраняться и род человеческий.

В этом смысле особая миссия сегодня у нашей страны. Мы одни из немногих, кто называет зло злом, а добро добром, кто не дает возможность могущественным пропагандистским силам смешать эти понятия, с тем чтобы человек не различал добро и зло. В самом деле, нам навязывается страшное представление о том, что нет добра и зла, а есть модели человеческого поведения, и каждый имеет право избирать ту модель, которая ему подходит. А если эта модель противоречит Божией воле, Божиему нравственному закону, тому, который Израиль обрел на горе Синай, тому, который был принесен миру Христом Спасителем, — как тогда поступать? На такой вопрос люди воспитанные, интеллигентные не отвечают, а менее воспитанные и интеллигентные прямо говорят, что они о нас думают. Поэтому то, что сегодня происходит, — это действительно часть очень важной борьбы, космической борьбы добра со злом. И дай Бог, чтобы молитвами святых угодников, в земле нашей просиявших, народ наш, несмотря ни на какие соблазны, искушения, влияния, сохранил веру православную, веру в Господа и Спасителя, в Покров Его Пречистой Матери, а значит, способность отличать добро от зла, способность быть по-настоящему свободными людьми. Ибо к свободе вы призваны, братья, говорит апостол (Гал 5:13).

Памятуя о всем этом, будем хранить веру православную как величайшую святыню и драгоценность. А к тем, кто еще не в полной мере уверовал, обращаюсь с призывом: наступили времена, когда нельзя делать вид, что ничего не происходит, когда нужно сделать мировоззренческий выбор, от которого зависит не только личная жизнь того, кто этот выбор делает, но само существование нашего Отечества.

Молясь перед чудотворным образом Донской Божией Матери, вспоминая великие героические события нашей национальной истории, связанные с борьбой нашего народа за свободу и независимость, будем достойны наших великих предков. Будем и в нынешних условиях так же крепко надеяться на Покров Пречистой Богоматери, так же возносить к Ее образу свою горячую молитву, так же любить свое Отечество и так же быть готовыми защитить его, если это потребуется. И верим, что Господь будет с нами, потому что на нашей стороне правда. Кто-то может удивиться и сказать: а почему так? Ответ простой: потому что мы стараемся жить по правде Божией, по Божиему закону, по заповедям; а если по-человечески, по слабости их нарушаем, то не отказываемся от этих заповедей как основного закона человеческой жизни. И покуда будет так, будет сохраняться Отечество наше, сохраняться независимость и свобода нашего народа.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси