Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в новоосвященном храме Рождества Христова г. Новокузнецка
25 августа 2013 года, в неделю 9-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Кемеровских святых, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Христова г. Новокузнецка, построенного в память о погибших шахтерах, и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Аристарх! Дорогие отцы, братия и сестры! Высокие представители государственной власти! Ваше Превосходительство, Аман Гумирович Тулеев, губернатор Кузбасса!
Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать с этим замечательным воскресным и одновременно праздничным днем — днем памяти всех Кемеровских святых и Днем шахтера. Добыча угля наравне с металлургией — это очень важные секторы экономики, которые реализуются трудом тех, кто живет в Кузбассе. А потому, когда мы говорим о Дне шахтера, то вспоминаем, конечно, героев труда, тех, кто добывает уголь, а через это — дает свет и тепло в наши дома, дает энергию всей экономике.
Мы одновременно вспоминаем и тех, кто погиб в шахтах, потому что добыча угля даже в XXI веке, при всех новых и высоких технологиях, остается делом чрезвычайно рискованным. Но, несмотря на этот риск, люди спускаются на сотни метров под землю и осуществляют свой профессиональный долг. И мы вспоминаем сегодня всех тех, кто жив, кто трудится, а также тех, кто душу свою положил, осуществляя труд столь нужный для страны и народа.
Удивительным образом с сегодняшним праздничным днем совпадает воскресное Евангельское чтение (Мф. 14:22-34). Это чтение повествует о том, как Господь Иисус Христос ночью, по воде как по суше, шел к той лодке, в которой были апостолы посередине Генисаретского моря, и которая терпела бедствие, потому что ветер был очень сильным. Лодку заливали волны, апостолы-рыбаки были в страхе. И вдруг ночью увидели идущего к ним по воде Спасителя, и подумали, что это призрак, окликнули Его. И когда убедились, что это Он, то тогда апостол Петр, всегда горящий в вере и в словах, говорит: «А могу ли я к Тебе придти, Учитель?» И Господь отвечает ему: «Иди». И он переступил борт этой терпящей крушение лодки и пошел по воде. Но как же это шествие по воде расходилось с жизненным опытом рыбака Петра-апостола, как это расходилось со всеми знаниями о природных законах! В какой-то момент сила ветра и высота волн напугали Петра, и он стал тонуть. И обратился к Спасителю за помощью, и Тот сказал ему: «Маловер», — и протянул руку, извлекая его из этой водной стихии.
Удивительный образ и пример того, что есть вера. Господь так возжелал, чтобы созданный Им мир венцом всего имел человека и чтобы человек в природе своей отображал Его Божественные свойства. Одним из этих свойств и качеств является свобода. Бог абсолютно свободен, и Он этот дар свободы вложил в человеческую природу, причем настолько последовательно, что человек свободен даже в отношениях с Богом. Человек может вступать с Богом в связь или не вступать; он может признавать Его существование или не признавать. Бог через акт Своего творения вложил в нашу природу эту возможность выбора.
Но для того чтобы люди сохраняли способность быть в общении с Ним, с Творцом, с Отцом Небесным, Он дал людям особенную силу, опять вложив ее в человеческую природу. Эта сила именуется верой. Мы имеем связь с Богом, мы замыкаем эту таинственную связь, эту цепь отношений с Ним только одним способом, и никаким другим это сделать невозможно — ни силой образования, ни технологиями, ни властью, ни деньгами. Это можно сделать только силой веры.
А почему Господь именно через веру, а не через знания, не через власть, не через технологии, не через человеческое могущество возжелал, чтобы люди с Ним соединялись? Именно потому что вера — это то, что невидимо, что скрыто в глубине человеческого сознания и человеческого сердца. Вера это не власть, которая может повелевать. Вера это не технология, которая обеспечит производственный цикл в автоматическом режиме. Вера это не богатство, которое может направляться и на добро, и на зло. Вера — это концентрация внутренних духовных сил человека. И в ответ на эту концентрацию духовных сил человека Бог и замыкает цепь, Он устанавливает связь человека с Собой.
Каким замечательным примером является для нас эта история с Петром. Петр ведь поверил, что Христос, Который превозмогает силу человеческого закона, способен и ему помочь сделать то же самое. И ведь он смело переступил через борт этой лодки, когда сильные ветры дули и высокие волны вздымались, и пошел навстречу Спасителю. И ведь дошел бы до Него, но в какой-то момент эта внутренняя концентрация духовной силы растаяла под влиянием страха, окружающих обстоятельств, разрушилась связь, перестал двигаться этот ток энергии от Бога к человеку и от человека к Богу. Цепь разрушилась, и Петр остался наедине со стихией мира и стал тонуть.
То, что произошло с апостолом Петром, происходит с каждым из нас, потому что в какой-то момент жизни, концентрируя все силы на одном, в молитве обращаясь к Богу, мы достигаем просимого. И какой радостью отражается в наших сердцах этот Божественный ответ на нашу молитву! У нас вырастают крылья, мы становимся сильными. А потом погружаемся в гущу повседневных событий с их радостями, скорбями, с их конфликтами, недоразумениями. Мы омрачаем свою душу, мы пачкаем свою первозданную небесную ризу в грязи человеческих отношений — уж какая там цепь с Богом… Самое лучшее — перекрестимся с поспешностью утром, побежим на работу, а целый день Бога и не вспоминаем. Вечером кто помолится, а кто не помолится, кто-то в воскресение придет в храм, а кто-то не придет.
И вдруг в какой-то момент нас посещает горе, и мы начинаем молиться и удивляемся: Бог не слышит, не помогает. Почему? Да по той же причине, по которой перестал помогать апостолу Петру: нет этого мощного духовного посыла от нас к Богу, и Бог не воспринимает наши молитвы. Он не воспринимает нашего обращения к Нему, когда это обращение на 55-м или 105-м месте в нашей ежедневной повестке дня, когда у нас другие приоритеты, когда у нас другое целеполагание: а, так, между прочим, вроде как и должен помочь, ведь в храм пришел, свечку поставил, какой-то рубль положил, так в ответ давай, помогай. Так не бывает — именно потому что Бог сделал нас свободными, и Он уважает наш выбор. Если для нас Бог на 105-м месте, мы не достучимся до Него, мы никогда не сможем пройти по водам, напрасны наши молитвы. Дар веры — это величайший дар. Как замечательно сказал Иоанн Златоуст, «там, где вера, там и сила, а где неверие, там немощь».
Но как же так? Люди говорят, что они не верят, защищают докторские диссертации, делают открытия, создают машины и механизмы, выращивают свои счета в банке, становятся сильными и могущественными. Что это за немощь? Это немощь, потому что есть те сферы жизни, где никакая власть, никакие деньги не помогают. Бог, несмотря на колоссальный технический прогресс, оставил этот огромный сектор человеческой жизни, на который невозможно повлиять силой разума, власти или деньгами. Мы знаем, что каждый из нас попадает в этот сектор, я не буду перечислять — каждый из вас знает, что есть моменты в жизни, когда ничто помочь не может, кроме Бога.
Чтобы Бог помогал, чтобы Он слышал нашу молитву, мы должны концентрировать свои духовные силы, мы должны не забывать Бога. Мы должны знать Его слово, открывать Евангелие, читать его, мы должны иметь навык молитвы, мы должны посещать храмы Божии. И вот тогда наша человеческая немощь, которая замешана на безверии, на маловерии, на безразличии, на суете, на человеческих заботах, начнет возмещаться силой Божией.
Когда становится особенно страшно, когда человек полностью попадает в этот сектор, где он не может повлиять на развитие событий никакой человеческой силой, как, например, тогда, когда воин поднимается в атаку или когда человек проходит чрез стихийные бедствия, через катастрофы — никакие человеческие силы, никакие технологии, деньги, никакая власть не могут повлиять. В лучшем случае, власть может хорошо организовать ликвидацию последствий, но никогда не может повлиять на то, чтобы прекратился природный катаклизм или какая-то страшная авария. Это тот сектор, в котором только одна сила может быть эффективной — сила веры. Перед нами пример Петра, идущего по волнам, побеждающего закон тяготения, и утопающего в тот момент, когда он перестает верить, и дивные слова Златоуста: «Там, где вера, там и сила. Где неверие, там слабость».
Вот в такой особенный день, в 9-е воскресенье после Троицы, мы празднуем сегодня в Кузбассе День шахтера. Радуюсь тому, что это празднование сопровождается освящением этого величественного храма… Никогда бы этот храм не возник здесь ранее... История Кузбасса связана с иной политической реальностью, в которой для Бога не было места. Хотим мы или не хотим, но четыре поколения людей воспитывались в этой безбожной атмосфере. И в том, что сегодня здесь, на этом месте, где не было никогда церквей, возник этот дивный храм, мы тоже видим руку Божию.
Но рука Божия произвела действие в ответ на волю людей, тех, кто решил построить этот храм, кто не пожалел своих денег, своего времени, административных и хозяйственных ресурсов, тех людей, которые приходили и помогали, тех, кто горячо молился за возрождение этого Божиего храма. И потому это сегодняшнее действие является прекрасным символом возрождения веры, того, что более и более людей понимают, что только через веру можно соединиться с Богом, Которому всё возможно, Которому всё подчинено, Который есть единый хозяин вселенной, имеющий над ней абсолютную власть.
Мы молились сегодня в этом Божием храме о том, чтобы Господь укрепил веру, церковную жизнь здесь, на Кузбассе, где так необходима людям опора на верную молитву, принимая во внимание такой рискованный, опасный труд шахтеров. Мы вознесли сегодня молитву о тех, кто погиб на своем трудовом посту, и верим, что Господь принял это как некую жертву, как некий дар людей, которые, будучи верными своему призванию, своему профессиональному долгу, делали то, что должно делать, несмотря на высокую степень риска.
Мы молились также о том, чтобы этих жертв было как можно меньше, чтобы как можно сильнее была вера в сердцах шахтеров и их семей, в сердцах всех жителей Кузбасса, потому что шахтер, спускаясь под землю, входит в этот сектор, где не господствуют ни власть, ни технологии, ни деньги, но где пребывает Господь... Поэтому искренняя вера тех, кто спускается под землю, их семей, родных, близких, всего народа, который здесь живет, и способна ограждать людей от страданий и смерти.
Я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, Аман Гумирович, губернатор Кузбасса, Кемеровской области, за Ваши труды. Мы помним конец 1980-х, начало 1990-х, мы помним тех до глубины души обиженных шахтеров, которые, осуществляя свою опасную работу, по полгода не получали зарплату. И мы знаем, что с Вашим приходом сюда ситуация изменилась. Пусть Господь хранит Вас и помогает Вам в несении Вашего служения на благо шахтерского края. (Аплодисменты)
Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка Аристарх, за Ваши труды, за Ваши добрые слова, которые Вы сегодня сказали. На Вас сегодня возложена особая ответственность. В Кузбассе создана митрополия. Это очень важное церковное объединение, которое призвано на порядок поднять уровень религиозной жизни в народе. Наша задача — строить храмы, монастыри, развивать систему образования, поддерживать культуру, осуществлять диалог с обществом, помогать страждущим, особое внимание обращать на молодежь. И цель наша — это спасение человеческих душ, это та самая сила веры в сердцах. Если будет эта сила веры, то многое будет решаться легко и просто, потому что те преграды общественного развития, которые сегодня коренятся в коррупции, в преступности, в нечестности, всё это уходит, когда к труду прикасаются чистые руки и доброе сердце. Пусть Господь благословит Вас и все духовенство Кузбасской митрополии и трех созданных епархий на ее территории в пастырских трудах на благо Церкви и Отечества.
В память о пребывании в этом святом храме хотел бы преподнести иконы двенадцати праздников, главных праздников нашей Церкви, с тем, чтобы всякий раз, когда такой праздник будет иметь место, соответствующая икона полагалась бы на середину храма, и верующие могли подходить к ней, лобызать ее и вспоминать великое событие, участниками которого все мы сегодня были.
В благодарность за Ваши труды я хотел бы преподнести Вам святую панагию, знак архипастырского достоинства. Пусть Царица Небесная, изображенная на этой панагии, простирает над Вами Покров Своего державного заступления.
Я имею также сегодня замечательную возможность внешним образом выразить свою благодарность тем, кто послужил делу созидания этого святого храма, и попрошу огласить Патриаршие грамоты. <…>
А всем участникам сегодняшней нашей общей молитвы я хотел бы передать маленькие иконочки Рождества Христова с Патриаршим благословением. Пусть Господь молитвами Пречистой Царицы Небесной хранит всех вас!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии