Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в неделю сыропустную в Троицком соборе Данилова монастыря

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в неделю сыропустную в Троицком соборе Данилова монастыря

17 марта 2013 года, в неделю сыропустную (воспоминание Адамова изгнания) и день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Литургию в Троицком соборе Данилова монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем. Сегодня день особенный — канун Великого поста, Прощеное воскресенье, воспоминание изгнания Адама из рая.

Это воспоминание об отлучении человека от Бога на самой заре человеческой истории неслучайно предлагается нам в канун Великого поста. Как страшное событие — разрыв между Богом и человеком, отлучение человека от общения с Богом — повлияло на жизнь людей и почему именно в преддверии поста мы должны об этом подумать? Ответ содержится в сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 13:11-14:4): «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти». И если внимательнее посмотреть, что произошло в райском саду, что послужило причиной изгнания Адама и причиной разрыва между Богом и человеком, то слова апостола Павла помогут понять эту причину.

Господь дал первым людям все для того, чтобы они имели полную радости жизнь. Он дал им возможность заботиться и о плоти своей, вселив их в замечательный плодоносный сад — в рай. Они ни в чем не имели нужды, они поддерживали свою плоть, потому что замыслом Божиим была предусмотрена забота о поддержании человеком своей физической жизни. Чтобы организм мог функционировать, чтобы человек мог работать, чтобы он мог любить, чтобы он мог чувствовать, чтобы он мог молиться, чтобы он мог творить, — его физическое тело, его плоть должны быть здоровы. Апостол Павел замечательно говорит: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа», то есть «примите на себя все то, что Христос вам сказал, облекитесь в Его правду»; и далее ключевая фраза: «и попечение о плоти не превращайте в похоти».

Попечение есть норма бытия. Что же тогда похоть, которая, видимо, такой нормой не является? Похотью святые отцы именуют господство плоти и господство требований этой плоти над всем остальным. Собственно говоря, так устроен животный мир. Самое главное для животного — есть и размножаться. Все инстинкты сформированы вокруг этих двух жизненно важных функций, и больше от животного ничего не требуется. Правда, когда мы приучаем животных, дрессируем их, приспосабливаем под свои надобности, передаем им часть своей психологии, тогда у них вырабатываются иные навыки. Но никакие из этих навыков не могут конкурировать с врожденным инстинктом есть и размножаться, и каждый, у кого есть домашние животные, это знает.

Говоря о том, чтобы мы не превращали законное попечение о нашей плоти в похоть, апостол предохраняет нас от уподобления животным. Этими словами подчеркивается величайшее предназначение человека: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, приблизьтесь к Богу». Но, наверное, этого сделать невозможно, если разумное попечение о плоти превращается в похоть.

Что же произошло там, в райском саду? Ведь человек был сыт, вкушая от плодов райской земли. Зачем же потребовалось вкусить от запретного плода? Плод этот выглядел красиво (см. Быт. 3:6) — видимо, так притягательно, так заманчиво, что хотелось его вкусить, чтобы плоти стало еще лучше. А еще и змий внушает: «вкусите и будете как боги» (см. Быт. 3:5). Значит, можно еще больше услаждать свою плоть, не имея никаких ограничений. И человек вкусил запретного плода, нарушив заповедь. Похоть была тому движущей силой. Не любознательность — похоть.

С того самого решающего момента человеческой истории развитие всей цивилизации пошло по иному пути. Не облечение в Бога, не приятие на себя Божией правды, а удовлетворение своих потребностей стало краеугольным камнем и главным целеполаганием. Нередко это целеполагание маскируется под красивые слова, в том числе под различные политические лозунги, под философские доктрины; но если провести тщательное исследование и докопаться до глубин, то там, внутри, — похоть, господство плоти.

А почему же так страшно это господство? Да потому что человек, живущий по законам похоти плоти, действительно становится зверем. Вся человеческая история свидетельствует нам об этом — страшные войны, кровопролитие, гражданские и межличностные конфликты, коварство, обман, лицемерие, ложь направлены только на то, чтобы иметь больше власти, больше денег, больше потреблять, утешая свою плоть.

Речь, конечно, идет не только о физическом насыщении. Многие, кто страдает похотью плоти, могут быть очень ограничены в физической пище, придерживаться различного рода диет. Но от этого они не перестают служить похотям своей плоти.

Апостол Иаков в своем послании помогает нам понять, почему похоть плоти губит человека: «Похоть, зачав, рождает грех, а грех соделанный рождает смерть» (см. Иак. 1:15). Похоть зачинает грех — как тогда, в раю, так и в нашей жизни. Она зачинает грех, она формирует образ мыслей и образ жизни, который направлен на то, чтобы ни с чем не считаться и поставлять в качестве высочайшего приоритета удовлетворение своих собственных нужд и потребностей — будь то в физической пище, в питии, в машине, в доме, во власти, в карьере, в обладании знакомыми или друзьями, в обладании славой… Все это похоти плоти — иметь как можно больше, в том числе в ущерб другим. Речь, конечно, не идет о настоящей дружбе или настоящей любви. Речь идет о таких межличностных отношениях, которые направлены на поддержание амбиций человеческой плоти.

А почему это апостольское чтение предлагается в канун Великого поста? И почему изгнание Адама из рая мы вспоминаем сегодня? Да потому что похоть плоти несовместима с общением с Богом. Когда человек начинает служить самому себе и своей плоти, у него разрушается связь с Богом. И не один только Адам согрешил. Ведь грех Адама не принуждает нас автоматически совершать такие же грехи, но мы совершаем. Вот для того чтобы понять, что отказаться от греха невозможно без отказа от похоти плоти, нам и предлагается сегодня образ Адама, изгнанного из рая, и замечательные слова апостольского послания.

Кто-то может сказать: «Но ведь это полная переориентация всего того, к чему сегодня устремляется человек! Как можно жить по такому закону?» Ответ простой: можно и нужно жить по такому закону, если мы хотим жить человеческой жизнью.

Похоть, зачав, рождает грех, а грех соделанный — смерть. Если мы хотим жить физически и духовно, если хочет жить человеческая цивилизация, если хочет жить человеческое общество, необходим разворот в миропонимании, в мироощущении, в философии жизни и в практической деятельности. Церковь предлагает средство, используя которое, люди могли бы, по крайней мере в своей личной жизни, сделать такой разворот. Этим средством является пост. Мы ограничиваем себя в пище, сводя ее потребление до необходимого минимума. Речь идет не только об отказе от скоромной пищи — речь идет об умеренности в пище вообще, потому что, как говорили святые отцы, можно и постной пищей наесться не меньше, чем скоромной. Речь идет о самоограничении, через которое нам открывается великая истина, что похоть плоти — это не предопределение, не инстинкт, с которым бороться невозможно. Похоть плоти — в нашем сознании, в нашем уме, а не в потребностях нашего организма. Пост дает нам возможность прикоснуться к иному стилю жизни и осознать, что не только душа, но и физическое тело в пост расцветают. Пост дает нам возможность осознать правоту слов апостола и совершенно другими глазами посмотреть на наше целеполагание, на наши устремления, на доминанты, которые мы строим в этой жизни и которые стремимся реализовать.

Сегодня мы вспоминаем память святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского. XIII век — тяжелый век в истории Руси, начало полного порабощения Руси татаро-монголами, агрессии со стороны Запада. Здесь, в этой части Среднерусской возвышенности, на холмах вдоль Москвы-реки возник город Москва, и преподобный Даниил стал князем этой земли. Все, кто писал о нем, говорят, что это был человек смиренный, спокойный, который не столько в бою, сколько добрым словом умерял ненужный пыл других князей, содействуя сохранению мира между княжескими уделами. Святой князь Даниил жил монашеской жизнью. Этот человек не путал разумное попечение о плоти с похотью плоти. Он явил нам пример удивительной аскетичности княжеской жизни и показал, что по такому закону может жить не только простолюдин, не только монах, не только священнослужитель, — по этому Божиему закону может жить и власть имущий, и самый сильный и могущественный человек. В тихом и светлом образе преподобного князя Даниила дается нам пример разумного попечения о плоти — без того, чтобы служить похоти.

Наученные Божественными словами, что слышали мы сегодня во время Литургии, и примером святого благоверного князя Даниила Московского, вступим с упованием на волю Божию и на Его помощь в великое поприще поста. Не для того чтобы поставить галочку, не для того чтобы на работе сказать сослуживцам: «а я пощусь», не для того чтобы сверху вниз посмотреть на непостящихся, а для того чтобы испытать, сколь легко и благо иго Господне. Аминь.

http://www.sedmitza.ru/patriarch/2013-03-17/3549426.html