Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
7 апреля 2010 года, в среду Светлой седмицы и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.
Мы совершили службу в историческом Благовещенском соборе Московского Кремля, в этих овеянных молитвой наших благочестивых предков стенах, там, где ярко и сильно исповедовалась православная вера на протяжении столетий. И это придает особое значение Литургии и дает дополнительные духовные силы, ибо соприкосновение духовному опыту предшествующих поколений обогащает и нас, людей XXI века, живущих в то время, когда
очевидные Божественные истины для многих перестают быть очевидными.
Об одной из этих истин сегодня нам и следует задуматься. В тропаре праздника мы говорим: «Днесь спасения нашего главизна» — сегодня началось наше спасение. Действительно, через Благовещение Пресвятой Богородицы началось служение Бога роду человеческому через воплощение Его Божественного Сына. А именно, воплощение Сына Божия и открыло людям спасение. Мы в Церкви очень часто употребляем это слово «спасение», но не всегда отчетливо понимаем смысл этого слова. Что является антонимом спасения? Гибель. Спасение — и гибель. А в каких случаях мы употребляем слово «гибель» в отношении человека? Мы не говорим, что человек погиб, если, достигнув почтенного возраста, он переступил порог этой жизни и вошел в вечность. Мы говорим об успении человека, о смерти — ни о какой погибели речь не идет. Мы говорим о гибели людей от несчастных случаев, от террористических актов, от убийств. Иногда мы употребляем это слово, когда страшная смертельная болезнь убивает человека в молодом возрасте. Другими словами, с гибелью мы связываем непреодолимое воздействие внешних сил.
В каком же смысле спасение является антонимом гибели? А именно в том смысле, что спасение избавляет нас от действия внешней силы — силы диавольской. Все так же, как и до пришествия в мир Спасителя, люди рождаются, возрастают, женятся, входят в зрелый возраст, болеют, исцеляются, радуются, скорбят, грешат. Но эпоха, которая наступила после Благовещения, отличается от предшествующей тем, что нам даровано спасение, что именно через страдания, смерть и Воскресение Господа нам даровано избавление от страшной внешней силы — силы дьявольской, которая господствует с непреодолимой силой над родом человеческим.
Господь именно избавил нас от этого внешнего воздействия — но не всех. Спасение не усваивается людям автоматически. Да это было бы и несправедливо: ведь Господь кровь Свою пролил, через страдания прошел не для того, чтобы плодами этого крестного подвига стало безразличное потребление плодов спасения. Люди бы скоро и забыли о том, что было такое спасение, и стали бы воспринимать иной образ жизни как данность.
Господь никогда не нарушает нашей свободы. Он дает нам право выбора даже и в том случае, когда речь идет о нашем спасении — принять или отвергнуть. Когда мы принимаем Крещение, входим в Церковь и становимся ее чадами, тогда благодать Божия, которая открылась роду человеческому и излилась на род человеческий через пришествие в мир Спасителя, и начинает оплодотворять нашу жизнь. Благодать начинает работать внутри нас, создавая мощный щит, способный остановить влияние внешней темной силы. Благодатью Божией мы защищаемся от диавола, от греха. Мы действительно обретаем спасение.
Трудно сказать, что было бы с родом человеческим, если бы Господь не открыл эту возможность спасения. Скорее всего, никакой человеческой цивилизации больше бы не существовало. Потому что уже тогда, в преддверии пришествия в мир Спасителя, многие сознавали некий тупик в развитии человеческого общества, и даже язычники чаяли пришествия в мир Избавителя, понимая, что так дальше нельзя, что силы человеческие надломлены, что человечество становится неспособным к выживанию. Лучшие философы, лучшие мыслители античной древности сознавали наличие этого духовного тупика человеческого рода.
Наша эпоха не является более благополучной, чем та, языческая. Она отличается только одним от той, дохристианской эпохи — перед нами открыты двери спасения. Бог дает нам силу защищать себя, своих родных и близких, свое Отечество, весь род человеческий от силы зла, привлекая молитвой благодать Божию.
Сегодня великий день воспоминания о начале этой новой, христианской эры — эры, остановившей тотальное господство зла в мире. И сегодня, по слову Златоуста, ад царствует, ибо многие цари и многие силы, которые способны определять развитие человеческого общества, находятся под властью диавола. Но не вечнует ад над родом человеческим, как говорит тот же Златоуст, и это означает, что есть способность защищаться от силы вражией, устроять свою жизнь по замыслу и воле Божиим.
Празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы, мы празднуем начало нашего спасения и благодарим Господа за ту великую милость, которую Он даровал нам, за Его страдания, Его смерть, Его Воскресение, за ниспослание Духа Святаго, за все то, что и являет собой тайну спасения рода человеческого. И верим, что до скончания века никогда не будет изъята из человеческого сообщества эта возможность оградить себя силой благодати Божией от силы вражией, устрояя спасение во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/1132756.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии