Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Богоявленском соборе города Новый Уренгой

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл

15 сентября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Богоявленского собора г. Нового Уренгоя и Божественную литургию в новоосвященном верхнем храме собора. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Дмитрий Николаевич, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа! Господа руководители районов! Дорогие братья и сестры, духовенство! Добровольцы, которых я с радостью вижу в этом храме!

Всех вас сердечно поздравляю! Сегодня у нас большой праздник — мы все вместе помолились и освятили храм Богоявления в Новом Уренгое, городе, который возник потому, что возникла острая потребность поселиться в этом месте. Сокровища, сокрытые в недрах Ямала, имеют большое значение для всей страны, и, посещая эту землю, взирая на то, что здесь построено и сделано, отдаешь дань глубочайшего уважения и доброй памяти тем, кто пришел сюда, в тундру, много десятилетий назад, чтобы добывать здесь газ и нефть, чтобы обустраивать здесь жизнь. Это действительно подвиг нашего народа. И сегодня добыча полезных ископаемых — это нелегкое дело, особенно в условиях Севера, но подвиг тех людей никогда не должен уйти из памяти жителей Нового Уренгоя, Салехарда, других важных центров Ямальской земли, как не должен уходить из памяти всего нашего народа. Поэтому и в этом храме, и во всех храмах, должна совершаться заупокойная молитва в воспоминание о тех, кто закончил здесь свою жизнь, кто умер в результате несчастных случаев или природных бедствий, о всех героях труда, которые заложили основу развития этого очень важного для всей России региона.

Вчера я посещал место, где живут коренные жители, ненцы, и, вернувшись в Салехард, я сказал себе, что это был один из самых счастливых дней моей жизни. Ни на минуту не согрешаю, говоря так. Когда посещаешь Святую Гору Афон или Иерусалим, чувствуешь Божию благодать. Вот и вчера на стойбище, где есть православные храмы, где живет простой верующий народ, я испытывал такое же чувство, как на Афоне или на Святой Земле. Почему? А потому, что там, с этими людьми, — Господь. Они в простоте душевной чувствуют Божие присутствие и бесхитростно, но ясно свидетельствуют о своей вере, воспитывают своих детей и не хотят уезжать из тундры, то есть делают то, что абсолютному большинству людей не под силу. Мы так жить не можем. Для нас это подвиг, а для них — радостная и спокойная жизнь среди этой Богом зданной красоты, которую можно увидеть только здесь. И я благодарю Бога за этот опыт, который я пережил.

Мне было приятно очень услышать от этих людей, что у них самый лучший в Российской Федерации губернатор. Я радовался всем сердцем, и я еще расскажу в других местах, что у вас хороший губернатор, раз его так встречают малые народности русского Севера. А ведь они многое претерпели, и не только потому, что живут далеко и в трудных условиях, но и потому, что остаются как бы в стороне от главного направления цивилизационного развития. Наверное, кто-то чувствует себя обиженным, но, что удивительно, я с этой обидой вчера не встретился. А встретился с силой духа, с силой православной веры и подумал, что нужно многому учиться у этих простых людей.

В этих местах из-под земли добываются газ и нефть, которые составляют основу нашего экономического благосостояния. Труд нефтяников, газодобытчиков — это тяжкий труд, но благодаря их труду на поверхность земли извлекаются сокровища, огромные богатства. Нет ничего плохого в том, что люди начинают жить лучше, но очень плохо, когда богатство определяет весь строй жизни и мыслей человека, сбивает с жизненного пути. Казалось бы, чем больше денег, тем человек свободнее, но это ошибочное понимание свободы и очень опасное восприятие реальности.

Удивительным образом в этот обычный день, вторник, положено чтение очень значительного отрывка из Послания апостола Павла к Галатам, где он говорит: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1), чтобы та свобода, которую мы от Христа получили, не обернулась новым рабством и чтобы мы снова не стали служить плоти. Вот и ответ на вопрос, что такое подлинная свобода. Подлинная свобода — это свобода от греха, это свобода от страстей. Если очень богатый человек страдает алкоголизмом, он несвободен, он закабален этой страстью. Если богатый человек делает только то, чтобы стать еще богаче, и в своей жизни теряет всякую перспективу — он раб, а не свободный. Деньги никогда не приносят свободу. Свободу приносит Христос. И эти люди в тундре абсолютно свободны. Вы не можете лишить их того, что они могут сделать своими руками. У них полная свобода, в том числе от сильных мира сего. И не только у них! А подвижники, святые угодники? Я чувствовал сердцем эту Божию благодать именно потому, что и монахи, уходящие из мира, тоже абсолютно свободны. Их невозможно купить, невозможно поработить, потому что они освобождены Христом.

Мы живем во времена, когда чаще всего говорят о свободе. Ради свободы совершаются революции, кровавые или «цветные». Так и наш народ в свое время расшатали, и мы совершили страшную кровавую революцию, отбросив свое развитие на десятилетия, — потому что захотели быть свободными. Нам говорили, что надо освободить человека, а дальше каждый с точки зрения своей идеологии перечислял то, что хотел. Вот и сейчас происходит то же самое — нам говорят: «Вы должны быть свободны» и перечисляют требования в соответствии со своим идеологическим заказом. Однако чаще всего такая «свобода» не приносила и не приносит подлинной свободы — освобождают от одного, чтобы закабалить по-другому.

Я хотел бы, чтобы вы все, дорогие мои, живущие здесь, на Севере, добывающие несметные сокровища, понимали: человек становится свободным, а значит, и счастливым, когда он со Христом. Такой человек никогда не будет совершать ничего преступного, он будет дорожить своей внутренней свободой, своей силой, своей способностью разделять свои ресурсы с другими. Нас закабаляют потребности плоти — побольше есть, побольше пить, удовлетворять свои инстинкты. Это и есть та кабала, о которой предупреждал апостол Павел. Но если мы сумеем построить цивилизацию духа, которая была бы отлична от цивилизации плоти, если мы освободимся от диктата плоти, то мы станем действительно сильными — и каждый как личность, и как народ, и как страна.

Дай Бог, чтобы мы никогда не потеряли подлинной свободы, чтобы никто нас не соблазнил на гражданское столкновение во имя тех «свобод», о которых в очередной раз каждому из нас расскажут телевизор, Интернет и прочие средства массовой информации. Дай нам Бог никогда больше не ошибиться. Но для этого мы должны точно знать подлинное условие человеческой свободы, и тогда мы будем свободной страной свободных людей, мирно устрояющих свою жизнь, созидающих богатства, в том числе материальные, которые помогали бы людям справляться с повседневными трудностями, а всему народу становиться сильнее и материально, и духовно.

Я хотел бы призвать благословение Божие на всю Ямальскую землю — от берега Ледовитого океана до южных границ, — с тем чтобы народ здесь жил мирно, спокойно, сознавая важность того дела, которое он совершает, и одновременно ограждая свою внутреннюю свободу, возрастая в вере и в доверии к Богу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси