Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

12 сентября 2023 года, в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Дорогие жители града Петрова!

В слове «Петербург» заложено имя «Петр», и многие думают, что речь идет о Петре I, потому что он был основателем города. Совсем не так — речь идет о первоверховном апостоле Петре, в честь которого был назван и сам Петр I. А имя «Петр» в переводе с греческого означает «камень».

Совершенно неслучайно Петр I назвал новую столицу именно в честь апостола Петра, «камня веры». Император ясно сознавал, что столица будет форпостом России на Западе. Он хорошо знал, что мощные влияния — и культурные, и антикультурные, псевдодуховные — идут оттуда, с Запада. Ведь Петр хорошо знал историю крестовых походов, знал, как под предлогом освобождения святынь крестоносцы грабили Святую землю. Поэтому император сознавал стратегическую, военную и, конечно, духовную роль новой столицы. Ведь одним только оружием нельзя победить врага, особенно если он тебя намного превосходит, — его можно победить силой духа. А для того чтобы дух был сильный, нужна мотивация, нужна опора, и Петр сознавал, что такой опорой является — и в его время, и, как он наверняка прозревал на много-много столетий вперед, для всех последующих поколений россиян — вера православная.

И мы с вами наследники этой традиции здесь, в Петербурге, заложенном государем императором Петром Великим. А что это для нас означает? Петр боролся с западными политическими влияниями, направленными на ослабление России, на то, чтобы в какой-то момент оккупировать Петербург. Император все это прекрасно сознавал, поэтому укрепил Петербург. Посмотрите, какие форты были построены — это действительно поразительные инженерные сооружения, они и сейчас стоят как новенькие. Форты закрывали вход в Петербург, создавали мощную систему обороны. Не верил Петр в доброту соседей, поэтому Петербург стал и столицей, и крепостью. Но для того чтобы никакие влияния интеллектуальные, а лучше сказать, псевдоинтеллектуальные, псевдокультурные, псевдодуховные, не разрушали внутреннюю силу нашего народа, не разрушали его самосознание, Петр сделал новую столицу и столицей Русской Православной Церкви. Из Владимира, тоже некогда столицы Руси, сюда были перенесены мощи Александра Невского — для того чтобы подчеркнуть связь времен, а главное, духовную преемственность с предшествующими поколениями. Создав современный европейский город, Петр направил на Запад эту духовную силу, полученную через преемство, в надежде на то, что Русь навсегда останется православной, духовно сильной, политически и экономически независимой.

С тех пор многое произошло. Страна наша претерпела страшные катаклизмы, войны. Некоторые говорят, две мировые войны, но это неправильно. А 1812 год — разве не мировая война? Вся Европа, объединенная Наполеоном, двинулась на Россию, чтобы ликвидировать эту силу. И хорошо сознавали и государь император Александр I, и Михаил Илларионович Кутузов, и князь Багратион, что надо стоять насмерть — и победили врага.

Ну, а затем? Ничто не может разрушить государство, если оно обладает внутренней силой. Вот и были запущены лжеидеи, на основании которых люди призывались к тому, чтобы свергнуть и разрушить государственный строй. Причем как разрушить? Как сказано в песне, ставшей гимном этого движения, мы этот мир до основания разрушим — до основания! — и построим новый. Как же это возможно: построить новый мир, разрушив до основания тысячелетнюю традицию, культуру, духовную силу народа? Страшный вызов был брошен нашей идентичности, нашей подлинности.

Но святитель Московский Филарет написал книгу, которая называется катехизис. Это краткое изложение православной веры, которое изучают в семинариях и воскресных школах, и есть там определение того, что есть Промысл Божий или попечение Бога о людях. И говорится, что Промысл Божий — это сила, которая и дурные человеческие поступки обращает к добрым последствиям.

Так и случилось в нашей стране. Страшные события — разрушение империи, великой страны; казалось бы, все погибло навсегда! А потом началась страшная война, потребовавшая мобилизации всех духовных сил народа, и обратился к нему Верховный главнокомандующий со словами: «Братья и сестры!» Не товарищи, не господа — братья и сестры! Понимал бывший семинарист, чтó в этот момент надо сказать, и попал в точку. Отозвались люди на этот призыв, и мы победили. С большими жертвами, но победили.

Когда мы говорим о сегодняшних достижениях нашей страны, мы, конечно, радуемся тому, что происходит. Как ленинградец, родившийся в 40-е годы, сразу после войны, я хорошо помню центр нашего города, разбитые от ударов авиационных бомб здания, и поэтому особенно радуюсь, когда посещаю Петербург. Город не только залечил раны — он давно это сделал, — каким прекрасным, красивым он стал сейчас! И дай Бог, чтобы Петербург был таким и далее, чтобы он своей судьбой, своей духовной силой соединял прошлое с настоящим, проводил эту невидимую, но очень важную линию преемства от наших пращуров, прадедов, дедов, отцов к нынешним поколениям.

Ну, а чтобы было так, мы ведь должны за что-то держаться. Нужно идти, а жизненный путь не всегда освещен ярким солнечным светом. Я имел возможность посетить и Заполярье, и Антарктиду: когда начинается сильный ветер, там бывает ничего не видно, так что в двух шагах от дома можно заблудиться и погибнуть. Для того чтобы люди могли перемещаться, прокладываются специальные канаты, и каждый, кто выходит, держится за них, чтобы идти, куда следует. Страшная пурга, которая может погубить человека, — разве это не образ перипетий мировой истории? И ведь для того чтобы пройти через все эти трудности, нужен такой канат. Мы знаем, что никакие идеологии не выдерживают испытания временем. Как я уже говорил, одно-два поколения — и все закончилось. Но вера Христова существует уже две тысячи лет! А православный Петербург — триста лет, и нет никаких признаков умаления этой духовной силы.

Поэтому я как Патриарх сегодня обязан обратиться ко всем жителям родного для меня Петербурга. Храните веру православную, в нейже наше спасение и спасение всей России. Храните Отечество наше, оберегайте его, а когда наступает время защищать Отечество, идите на его защиту, как шел Александр Невский, как шли государь император Петр Великий и многие другие выдающиеся дети России. Мы должны любить Отечество, заботиться о нем, ограждать от врагов внутренних и внешних, созидать благополучную жизнь для нынешнего и для будущих поколений. И все будет именно так, если не забудем самого главного — того, что мы православный народ, мы православные петербуржцы и на нас особая ответственность хранить и веру, и достоинство Отечества нашего, и работать для того, чтобы спокойной, мирной, благополучной была жизнь наших детей, внуков и правнуков.

Храни Господь град Петров, Церковь здесь пребывающую и всех вас, мои дорогие братья и сестры! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси