Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Покровском соборе Гатчины в день памяти преподобного Серафима Вырицкого

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Покровском соборе Гатчины в день памяти преподобного Серафима Вырицкого

3 апреля 2014 года, в день памяти преподобного Серафима Вырицкого, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Покровском соборе Гатчины Санкт-Петербургской митрополии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваше Преосвященство, владыка Митрофан, епископ Гатчинский и Лужский! Ваше Превосходительство, уважаемый Александр Юрьевич, губернатор Ленинградской области! Преосвященные владыки! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим событием, с подлинным праздником не только для гатчинской земли, но и для всей нашей Русской Православной Церкви.

Мы празднуем столетие Покровского собора — величественного храма, который был построен в дореволюционное время и освящен в грозном 1914 году, когда началась Первая мировая война. Недолго оставался открытым этот храм. Вспоминаю, как в детские годы, проезжая по Гатчине или по Псковскому шоссе, я всегда видел издали шпиль Покровского собора. Он был темный, мрачный, как был мрачен и сам храм; и даже тогда в детскую душу входила мысль — как важно, чтобы когда-нибудь этот храм вновь стал домом молитвы.

Поэтому с особым чувством я ехал сегодня в Гатчину, где не был 30 лет. Подъезжая к храму, увидев это сияющее благолепие, я возблагодарил Господа за все милости, которые Он дарует нам, народу нашему, Отечеству, Церкви нашей. Эти милости — не просто Божественный ответ на смену исторических эпох. Эти милости Божии — ответ на многие скорби нашего народа, на бесчисленные жертвы и кровь. И когда некие лжемыслители обращаются сегодня к нашему народу с призывом покаяться за что-то, что было в далеком прошлом и без чего якобы не может возродиться Россия, я отвечаю им: народ наш не просто покаялся — он кровью своей, по количеству несопоставимой с кровью любого другого народа, искупил грехи своих отцов, дедов и прадедов. И такие мистические, таинственные события в истории народа не могут происходить где-то на периферии — они как бы рассекают духовную жизнь народа, они в его сердце.

И потому, радуясь такому событию, как сегодня — возрождению этого святого храма, мы одновременно вспоминаем всех, кто душу свою положил за веру и за Отечество. Обращаясь в молитвах к новомученикам и исповедникам Церкви нашей, мы просим их не оставить молитвою своею землю Русскую, дабы храмы, ныне возрождающиеся и строящиеся, всегда наполнялись народом, чтобы несмотря ни на какие искушения и соблазны, люди наши, особенно дети и молодежь, устремлялись к Богу, понимая, что это единственный путь к их счастью и благополучию, к счастью и благополучию их семей, их детей и внуков, чтобы более не надо было кровью народной искупать грехи нынешнего поколения.

Сегодня во время Литургии Преждеосвященных Даров читался отрывок из 18-й главы книги Бытия, повествующий о Содоме и Гоморре — двух городах в Палестине, которые, как известно, были уничтожены Богом, излившем на эти города огонь и серный дождь за грехи жителей. Сегодняшнее паримийное чтение говорит нам о встрече праотца Авраама с Богом и об удивительной беседе с Ним. Узнав, что Бог желает уничтожить Содом и Гоморру, Авраам, обращаясь к Нему, говорит: «Господи, не погуби праведников вместе с грешными»; и далее просит Его, что если в городе найдется хотя бы 50 праведных людей, то чтобы Он не проливал на него Свой гнев. И Господь соглашается и говорит: «Пощажу за 50 праведников». Тогда осмелевший Авраам говорит: «Ну, а если на пять будет меньше? Неужели погубишь, если будет 45 праведников?» И Господь отвечает: «Пощажу и за 45 праведников». И тогда, обрадованный этим ответом, Авраам говорит: «ну, а если 30?» — «И если 30, пощажу». И не останавливается Авраам в своем дерзновении перед Богом: «Ну, а если 20?» — «И за 20 пощажу их». И, набравшись смелости и сил, со страхом говорит: «А если 10 праведников?» — «И за 10 пощажу». И отвернулся Господь, как говорит слово Священного Писания, и удалился от Авраама, не желая дальше слышать его молитву (Быт. 18:20-33). Но мы знаем, что и десяти праведников не оказалось — только Лот со своими близкими; и Господь вывел праведников из этих греховных городов и стер города с лица земли. На том месте, где пролился серный дождь, сегодня Мертвое море, хорошо известное нашим паломникам и туристам.

Чему же нас учит это удивительное повествование? Оно учит тому, что праведность есть величайшая ценность в глазах Божиих. Наверное, не сказал бы так Господь, если бы речь шла о каких-то других категориях человеческого бытия, например, о 50 самых богатых, или самых властных, или самых образованных, или самых влиятельных. Да и Авраам, наверное, не просил бы у Бога за этих людей. Единственной ценностью в глазах Божиих является праведность человека, и мы знаем, как апостол Павел, говоря о последних временах человеческой истории, свидетельствует, что конец мира настанет, когда будет изъято нечто удерживающее от его пришествия (2 Фес. 2:7).

Сегодняшнее ветхозаветное чтение помогает нам понять, что же это за удерживающее. Господь неизменен в своих мыслях. И если Он готов был пощадить Содом и Гоморру даже ради 10 праведников, то у Него есть Свой счет, почему Он щадит современную человеческую цивилизацию, погрязшую в грехах, — потому что есть некое количество праведников, благодаря которым живет весь мир.

Праведность имеет отношение к спасению людей — праведный человек получает спасение в этой жизни и в жизни вечной. Это сотериологическое понятие, то есть имеющее отношение к спасению человека. Понятие праведности имеет и политическое измерение. Для того чтобы праведники могли удержать мир от гибели и распада, должно быть некое политическое действие, потому что именно действие, которое влияет на умы и на сознание людей, и формирует контуры человеческой цивилизации.

Мы знаем: особая греховность переживаемого нами времени заключается в том, что в некоторых странах принимаются законы, которые не только оправдывают, но и юридически, всей силой государства поддерживают грех. Такого в истории никогда не было. Никогда грех, совершаемый против Божиих заповедей, не поддерживался законами государства. Были законы несправедливые, есть они и сейчас, но закон никогда не бросал вызов Богу. А сегодня законы бросают вызов Богу, и нужно политическое действие, чтобы не допустить принятия таких законов, чтобы грех никогда не был оправдан и защищен силой государства. Многое и другое нужно для того, чтобы не пресеклась жизнь праведников и чтобы праведность могла влиять на тех, кто в этом нуждается.

Церковь хранит примеры праведности в своей истории — в лице святых угодников, их житий. И для того чтобы люди узнавали об этом, у Церкви должно быть право говорить не только в храмах или на частных собраниях, как то было в трудные годы безбожной жизни, — она должна иметь право обращаться ко всему миру, как она обращается сегодня, а ведь за этим также стоит некое политическое действие, предоставившее Церкви свободу и право проповедовать безбоязненно, не оборачиваясь ни вправо, ни влево.

Говоря о том, что праведность должна быть включена в политическое действие, я имею в виду и личную жизнь тех, кто является носителем политической власти. Я имею в виду и поддержку многих церковных программ, таких как образовательные, информационные, миссионерские, социальные, без которых праведность не будет известна большинству людей.

Сегодня мы празднуем 65-летие со дня смерти святого преподобного Серафима Вырицкого, человека очень близкого мне через моих родителей, потому что отец Серафим был долгие годы духовником моего отца. Когда мы в детстве молились, — а в то время еще и блаженная Ксения не была причислена к лику святых, — то наша детская заупокойная молитва всегда включала поминовение блаженной Ксении и иеросхимонаха Серафима. И как я радовался, когда блаженная Ксения и преподобный Серафим Вырицкий были причислены к лику святых!

В тяжелейшие годы, особенно после того как была закрыта Александро-Невская лавра и преподобный Серафим приехал в поселок Вырицу, он не умолкал в своей проповеди, он молился за тех, кто к нему приходил, и люди чувствовали силу его молитвы, они были свидетелями его праведности. И ведь скольких святой преподобный Серафим наставил, скольких поддержал, скольким помог, скольких остановил от греха! И внешние обстоятельства перестали господствовать над ним, будь то безбожная власть, которая в то время ставила своей задачей уничтожение веры в нашей стране или даже власть оккупационная (как известно, Вырицу захватили немецкие войска). Но для него все это было на периферии, потому что он был сильнее и тех, и других своею праведностью, своим величайшим примером, который возбуждал веру в сердцах немощных и укреплял их на путях их жизни.

Я хотел бы выразить благодарность владыке Митрофану за те труды, которые Вы, владыка, несете по окормлению вновь созданной епархии. Глубоко убежден, что в результате вашей работы и работы духовенства во взаимодействии с властями изменится к лучшему духовная жизнь Гатчины, Луги и всей Ленинградской области.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси