Слово Предстоятеля Русской Церкви после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста (об осуждении)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл (профиль) (*)

16 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Грех обнаруживает себя во многих пороках. Сущностью греха является гордость, когда человек ставит самого себя в центр жизни, вытесняя из этого центра и Бога, и других людей. А проявлениями греха являются многоразличные пороки. Среди них есть один опасный порок — он опасен своим широким распространением; он опасен тем, что люди, совершая это злое деяние, порой даже не догадываются, что творят беззаконие. Этим пороком является осуждение.

Мы часто осуждаем людей только потому, что нам больше нечем заняться. Встречаются люди в компаниях и чаще всего начинают кого-то осуждать. Причем происходит странное объединение двух людей на основе осуждения кого-то третьего. Осуждая взаимно другого человека, они словно чувствуют взаимную поддержку и согласие. Есть даже такая поговорка: дружить против кого-то. Вот эта дружба людей, направленная на осуждение кого-то другого, является греховной и опасной независимо от того, сознают люди эту опасность или нет.

Но иногда бывает так, и чаще всего бывает так, что осуждение совершается сознательно, целенаправленно. И причина такого осуждения — опять-таки гордость человеческая. Для гордого человека небезразличны успехи другого. Чем значительнее успехи других, тем больше гордый, самолюбивый человек видит в этих успехах реальную для себя угрозу и, желая умалить достижения другого, осуждает его. Причем чаще всего бывает так: чем успешнее человек в жизни, чем больше пользы он приносит другим, чем большее значение имеет его профессиональная деятельность, тем больше осуждения обрушивается на его голову. На Востоке есть замечательная пословица, которая имеет отношение к тому, о чем мы сейчас говорим: «Камнями бьют по тому дереву, на котором плоды». Осуждают и борются с теми, кто приносит плод. Чаще всего это бывает в общественной, политической жизни, деловой жизни, но не только: с этим сталкиваемся мы и в наших обычных человеческих отношениях.

Слово Божие категорически воспрещает нам осуждать наших ближних: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). Слово Божие требует от нас воздержания от осуждения. Замечательные слова в связи с этим сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не можешь ты восхищать чести Единородного Сына Божия — Ему единому престол суда принадлежит». Иными словами, каждый человек, восхищающий право судить другого, восхищает тем самым то, что принадлежит только Богу. А почему же так? А потому, что только Бог видит сокровенное, принадлежащее глубинам внутренней жизни человека. Самому проницательному и самому мудрому человеку не дано видеть этих глубин, и потому так легко ошибиться, осуждая другого. Когда светский суд выносит ложное суждение о человеке, то чаще всего это связано либо с недостаточностью сведений о том или ином событии, либо с недостаточной квалификацией людей, расследовавших преступление. Но, тем не менее, светский суд, вынося суждение, основывается на объективных соображениях. Мы же всегда судим не потому, что владеем истиной, а потому, что желаем осудить человека.

Всякий человеческий суд ограничен, потому что не дано нам знать того, что происходит внутри другого человека. Именно поэтому Слово Божие предупреждает нас о наказании за осуждение. Оно ясно свидетельствует о том, что наш человеческий суд обернется особым в отношении нас судом Божиим, если мы судим другого: «Каким судом судите, таким и судимы будете» (Мф. 7:2). И когда мы предстанем пред лицом Божиим, то тем суровее будет Божий Суд, если мы вершили наш, человеческий суд — беззаконный и неправедный.

Что же делать, чтобы оградить себя от этого пагубного порока? В первую очередь, как только захотим осудить другого человека, давайте вспомним о наших собственных грехах. Вспомним о том, что мы сделали в жизни дурного. У каждого наберется большой перечень этих тяжелых воспоминаний. А потом посмотрим на человека, которого думаем осудить. Можем ли мы с нашим греховным грузом, с нашей отягощенной совестью осуждать другого человека? А если кто-то уж очень нам не нравится, если мы не согласны с его поступками, то не нужно злословить его имя — достаточно предать такого человека Суду Божиему.

Божий Суд — справедливый, и совершается он не только за гробом. Бог судит людей уже здесь, в этой жизни. Иногда поражаешься, насколько пронзительно и своевременно Божие вмешательство в жизнь недостойного человека: никакой человеческий суд не мог бы завершиться таким наказанием, каким завершается суд Божий. Мы же, осуждая другого, стремясь расправиться с человеком, который нам не по сердцу, лишь теряем свою внутреннюю энергию, ослабляем свою внутреннюю силу.

Если мы живем по Слову Божиему, то живем мирно и радостно. Не велит Господь осуждать — не осуждай и не оправдывай ничем своих осуждений. Но если не хватает сил и тянет кого-то осудить, о ком-то плохо сказать — помолись в этот момент Господу.

Многое может молитва пред Богом. Она может нас остановить, вразумить, исправить. Дни Святой Четыредесятницы и даются нам для такого исправления, для назидания духовного, для возрастания в меру наших сил. И верим, что Господь в ответ на нашу смиренную молитву и покаяние поможет нам преодолевать наши пороки и наши грехи. Аминь.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1092053.html