Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви на встрече с коллективом завода «Уралэлектромедь»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл на заводе Уралэлектромедь

16 апреля 2010 года, в ходе визита в Екатеринбургскую епархию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил расположенное в г. Верхняя Пышма головное предприятие Уральской горно-металлургической компании — завод «Уралэлектромедь». В одном из цехов состоялась встреча Его Святейшества с коллективом завода, в ходе которой Предстоятель Русской Православной Церкви поделился своими размышлениями о значении труда и справедливого распределения его результатов.

Христос Воскресе!

Уважаемый Андрей Анатольевич, дорогие участники встречи! Для меня, конечно, очень радостно встретиться с вами именно в цеху — там, где осуществляется производственная деятельность; увидеть людей, которые создают реальные материальные ценности. Сегодня мне хотелось бы поговорить — именно в этом месте, где мы лицом к лицу соприкасаемся с трудовым процессом, — о труде, а также о других сторонах человеческой жизни, связанных с трудом, от которых в значительной мере зависит качество человеческой жизни.

Церковь призывает людей к любви. Вы, конечно, знаете, что любовь является самой большой ценностью. Но многие люди не вполне понимают, что означает любовь, о которой говорит Церковь. Любовь, которую показывают по телевизору, о которой можно прочесть в книгах, понятна. А вот что означает христианская любовь, к которой призывает Церковь? Многие об этом даже не задумываются, а на самом деле это центральное понятие человеческой жизни. Я постараюсь сегодня говорить о любви, но словами, в категориях, которые вам понятны.

Мы только что сказали о труде. Что такое труд, понятно каждому: человек работает и производит на свет определенные материальные блага и ценности. Как бы странно это ни звучало, но труд является одним из проявлений любви. Если же труд перестает быть проявлением любви, внутреннего состояния человека, то такой труд очень часто идет не во благо, а во вред людям.

Есть и другое понятие, которое следует воспринимать как проявление внутреннего состояния человеческой личности, именуемого любовью, — опять-таки всем нам хорошо знакомое слово «солидарность». А еще одно проявление любви выражается другим всем хорошо известным словом «справедливость».

Труд, солидарность и справедливость в идеале должны быть проявлением человеческой любви, внутреннего состояния человека. Когда мы употребляем эти слова, люди старшего поколения сразу вспоминают советское время. Тогда слова «труд», «солидарность» и «справедливость» звучали часто, но народ воспринимал их как мертвые лозунги, потому что эти понятия были оторваны от реальной человеческой жизни, были некой идеологией, которая спускалась сверху. А когда мы говорим, что труд, солидарность и справедливость — это проявление внутреннего состояния человека, проявление любви, мы говорим о важнейших, фундаментальных ценностях человеческой жизни.

Что происходит, если труд отрывается от нравственного начала? Чаще всего такой труд имеет своей целью извлечение прибыли. Все нравственные и даже законодательные нарушения в сфере труда происходят от того, что труд используется ради извлечения прибыли, которая идет на удовлетворение эгоистических потребностей человека. Такой труд перестает быть трудом благодатным, перестает быть выражением любви, то есть желания отдать себя на благое дело. И когда имеет место такой труд, его результаты чаще всего не приносят блага человеческому обществу.

Вообще все, что касается экономики — а труд является частью человеческих усилий в сфере экономики — должно быть связано с нравственной природой и нравственным началом человека, а значит, и с любовью. Кто-то может улыбнуться и сказать: «Непонятно, о чем Патриарх говорит». А я приведу вам сейчас совершенно конкретный пример: тот самый экономический кризис, который так больно ударил, в том числе, и по металлургическим предприятиям, ударил по каждому из нас, ударил по всему миру. Какова природа этого кризиса? Иногда говорят, что неудачи в экономике — это результат неправильной теории, или отсутствия капитала, или устаревших технологий. Ничего подобного. Экономическая теория блестяще развита в современном мире, особенно в развитых странах, где применяются самые передовые технологии и где абсолютно достаточно капитала для экономического развития. И вдруг на эти благополучные страны обрушивается кризис.

Какова же природа этого кризиса? Она заключается в том, что деньги были оторваны от труда. Вообще, деньги являются эквивалентом человеческого труда, причем не только труда, который совершается в данный момент, но и совершенного в прошлом. Капитал — это и есть овеществленный в ценностях человеческий труд. Но если капитал перестает быть овеществлением труда, то происходит абсолютно уродливое и преступное развитие экономики, когда деньги превращаются в мыльный пузырь, который в конце концов лопается.

Единственная положительная сторона нынешнего кризиса и заключается в том, что многие люди и в нашей стране, и в других странах мира, включая самые развитые, в конце концов заговорили на ту же тему, на которую мы с вами сейчас говорим. Экономика может быть устойчивой, развивающейся, нравственной тогда, когда деньги и капитал являются результатом человеческого труда, когда деньги являются эквивалентом реальных ценностей, производимых человеком. <…>

Есть сферы, где мыльный денежный пузырь надувается без всякого человеческого труда или с минимальным употреблением усилий; когда деньги являются лишь следствием игры на бирже на повышении или понижении котировок, на обменных курсах, т.е. продажи фантиков. К сожалению, сегодня в мире огромное количество капитала создано таким безнравственным путем, когда труд оторван от денег, а деньги оторваны от труда.

Где же здесь любовь? Где здесь нравственное начало? Здесь только желание во что бы то ни стало иметь эти фантики у себя в руках, и неважно, что они ничего не стоят: «Пусть кому-то когда-то за это придется очень много заплатить — в данный момент я зарабатываю эти миллионы и миллиарды, и в конце концов безразлично, что произойдет со всеми, лишь бы мне заработать». Здесь труд полностью отчуждается от нравственного начала. Здесь нет никакой любви, а есть лишь поле жесткой борьбы и вселенский обман, который обрушивается на человечество такими страшными последствиями, как нынешний экономический кризис.

А теперь давайте поговорим о солидарности. В нашем недавнем прошлом это было заезженное слово, но ведь оно очень важно. Солидарность — это способность человека разделять с другим радость и скорбь, соучаствовать в каком-то деле с другим человеком. Без солидарности человеческое общество существовать не может. <…> Если мы разрушаем чувство и практику солидарности, мы перестаем быть жизнеспособным обществом. Вспомним, как после страшных террористических атак в московском метро толпа пассажиров в одночасье превратилась в семью, в общество. У людей возникло острое чувство солидарности, они бросались на помощь раненым. В любой момент мог произойти второй взрыв, но никто об этом не думал. И как замечательно работали в этот день все наши службы! На беду мы ответили солидарностью, взаимной поддержкой.

Чем солидарней общество, тем оно сильнее; чем большая солидарность между людьми, тем сильнее человеческая личность. Но для того чтобы солидарность была практикой жизни, следует соблюсти еще одно условие — нужна справедливость, а справедливость очень тесно связана с экономикой. Обычно безнравственная экономика порождает несправедливые общественные отношения. Каждый человек в состоянии производить, особенно используя современные средства, гораздо больше ценностей, чем он потребляет; на этом основано все экономическое развитие. Куда же идет все то, что было создано каждым трудящимся — каждым, потому что почти каждый производит больше, чем потребляет? Это идет в ту сферу, где потеря справедливости наиболее чувствительна.

Народ может жить как общество только тогда, когда есть средства для совместной жизни. Нам нужны эти средства для того чтобы защищать Родину, для того чтобы развивать образование, науку, культуру, спорт, строить дороги, следить за экологией. На все это нужны деньги, и общество должно научиться справедливо перераспределять тот избыточный продукт, который производит каждый человек. Если же в обществе не существует механизмов справедливого распределения избыточного продукта, если плоды человеческого труда направлены на обогащение узкой группы людей, тогда никакая солидарность в обществе невозможна, потому что развивается зависть, растет потенциал ожесточения и конфронтации.

Там, где труд, справедливость, солидарность, — там и любовь, любовь Христова, любовь, к которой нас призывает Бог, которая только и должна быть основой жизни человеческого общества.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1139698.html