Слово об истинном покаянии. Протоиерей Максим Козлов
23.01.2011
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Мф 4, 12-17
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем.
И вот по отношению к Священному Писанию у нас бывает наряду с прочим две разновидности неправильностей. Об одной мы с вами говорили не так давно. Это наше нежелание знать, о чем нам говорит слово Божие. В особенности это относится к Ветхому Завету, но в значительной мере относится это и к Завету Новому. Но бывает и вторая разновидность. Бывает, слова из Священного Писания, которые мы знаем, которые стали почти что цитатами и пословицами и крепко-крепко на каком-то уровне сознания присутствуют у каждого из нас, но которыми мы или не руководствуемся, или к адекватному пониманию которых, напоминанию себе изначального их смысла, не прилагаем значимых усилий. К числу таких слов относится, несомненно, главное, то, что мы слышали сегодня в отрывке s Евангелия от Матфея, в словах Спасителя, с которыхОн начал Свое общественное служение: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. О чем говорит Христос? О каком покаянии? Неужели о том, что мы чаще всего приносим у аналоя, когда мы вспоминаем о сухости на молитве, о том, что вчера не сходил на всенощную, о том, что сегодня до литургии включил телевизор, о том, что поссорился с соседкой или с родственниками. Неужели через такое покаяние к нам приближается Царствие Небесное? Нет, конечно. И не надо питать иллюзий, что это есть то, о чем Господь сегодня говорит в Евангелии.
Если бы мы открыли место, параллельное Евангелию от Матфея, у евангелиста Марка, то мы прочитали бы там о том, как Господь проходил мимо двух людей — Симона Петра и Андрея, брата его. И они откликнулись, услышав Его проповедь, всеоставили и пошли за Ним. Потом Он проходил мимо других братьев, Иакова и Иоанна, — и они откликнулись, оставили отца своего Зеведея и пошлиза Ним. Вот это и есть то внутреннее изменение человека ради Бога, о котором Христос говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Это есть та перемена личности, всех отношений, всех ценностных ориентиров, когда Бог становится действительно главным в жизни человека. Не формально, не по внешнему исполнению тех предписаний и правил, а реально Бог становится главным в жизни человека, как Он стал для апостолов. Это то первое покаяние, которое свидетельствовалось в древней Церкви крещением взрослого человека, которое в наше время обещаем мы, как восприемники, для детей — что мы в таком понимании веры воспитаем наших крестников или наших родных детей. Это такое покаяние, в которое приходит взрослый человек, если он был крещен в детстве, но не воцерковлен и теперь желает действительно войти в ограду церковную, чтобы Бог стал главным в его жизни.
Древняя Церковь, между прочим, довольно долго не знала покаяния как отдельно совершаемого чина — в особенности по отношению к грехам не самым значительным. А по отношению к грехам значительным Церковь не сразу решила, что таковых грешников можно принимать. Среди святых отцов Церкви были те, кто считал, что если человек после крещения допустил тяжкие грехи: блуд, прелюбодеяние, убийство, воровство, — то таковой Богу засвидетельствовал, что он — не христианин, его назад в церковную общину принять нельзя. Прошло не менее трех веков церковной истории, прежде чем разум церковный, соборная мудрость церковная и таковых людей, немощных и слабых, на которых мы куда как больше похожи, чем на первых христиан, стала принимать и говорить: «Да, это возможно для вас, если вы еще раз осудите живущий в вас грех перед Богом, то вам возможно оказаться снова христианами. Церковь не отвергает вас, дает вам возможность еще раз и еще раз попытаться. И не отвергнет вас до конца».
Но эта милость церковная не должна нами восприниматься как потакание нашему греху, чтобы мы не жили по лукавой пословице: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не согрешишь». Это лишь напоминание нам о том, что покаяние должно быть серьезно и что цена его — это источник этого покаяния, Искупительная Жертва, которая была на Голгофе принесена Христом. Нужно помнить, что подобного рода перемена ума — прежде всего не дело людей, а дело благодати Божией. Господь проходил мимо многих людей, но откликнулись только Петр, Андрей, Иаков и Иоанн. Но не среди всех людей проходил Христос, а среди тех, кого Он, как пишет апостол Петр в своем послании, их же и предуведе, тех же предуставе — среди тех, кого Онзнал прежде, от вечности, тех он и поставил быть избранными. И такого рода избрание происходит чудесным образом во все времена, не только в древности.
Сейчас я хочу рассказать вам историю, которая произошла буквально на наших глазах. За несколько дней до престольного праздника, в один из дней, когда я дежурил в храме, ко мне пришли две женщины — молодая и средних лет. Причем в силу обстоятельств им пришлось долго ждать нашей встречи — она не сразу могла состояться. В процессе разговора выяснилось, что младшая плохо говорит по-русски — мы нашли с ней общий иностранный язык, на котором смогли объясниться. Выяснилось, что она из страны, которая далеко и известна нам тем, что там много обезьян лазит по деревьям, — из Бразилии. И эта девушка из Бразилии, католической страны, оказавшаяся в России путем стечения очень разных обстоятельств, выразила желание принять Святое Православие, войти в ограду Церкви. Я не сразу отозвался на это радостно — знаете, так бывает, особенно когда человек замуж выходит или женится, что это желание родственников. И стал ее спрашивать, понимает ли она, чем Православие отличается от католицизма, читала ли она что-то о святой православной вере, осознает ли всю важность своего шага? Она начала мне рассказывать — да так, что если бы она была семинаристом, я бы ей четверку поставил по сравнительному богословию. Но для нее это было пять с плюсом. От наших соотечественников, желающих креститься, я не слышал такого сознательного исповедания будущей веры в той стране, на языке которой она не разговаривает, если говорить о русском языке.
Вот оно, действие благодати Божией. И второе. До того она пришла в храм, где ее не слишком ласково приняли, — у нас так, к сожалению, бывает иногда. Но она и это преодолела, хотя, как любой человек, ждала, что ей обрадуются, а пережила отталкивание. Думаю, будет возможность, что ее на принятие Православия благословит сам Святейший Патриарх, Предстоятель Православной Церкви. Она запомнит это на всю жизнь. Давайте и мы запомним, что не только в древности, но и в наше время есть люди, которые откликаются на проповедь Христа — легко, свободно, радостно и входят в ограду Церкви. И нам, кто в этой ограде уже давно, такие люди могут служить примером того, как нужно Бога слушать и как нужно за Ним постараться пойти. О такой перемене внутреннего человека, которую когда-то каждый из нас пережил, напоминает нам сегодняшнее Евангелие, чтобы мы об этом не забыли, чтобы мы не становились христианами немножко, по остаточному признаку, не так, чтобы Богу было мало места, а чтобы мы были христианами до конца.
Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии