Слово о посте. Беседа с афонским старцем
– Чтобы сказать что-нибудь, надо жить тем, о чём собираешься говорить. Только моряк или тот, кто родился рядом с морем, могут рассказать о море. Но я окажу тебе послушание и расскажу, что говорили о посте Святые отцы, которые все как один были «друзьями» поста и воздержания.
|
– Благословите, геронда.
– Господь да благословит тебя, радость моя.
– Вы давно на Афоне?
– Шестьдесят лет. Но что такое шестьдесят лет перед Лицом Божиим?
– Отче, прошу Вас сказать, что-нибудь о посте.
– Чтобы сказать что-нибудь, надо жить тем, о чём собираешься говорить. Только моряк или тот, кто родился рядом с морем, могут рассказать о море. Но я окажу тебе послушание и расскажу, что говорили о посте Святые отцы, которые все как один были «друзьями» поста и воздержания.
– Пост это цель?
|
||
|
– Пост это не цель, а средство. Твоей целью было попасть на Афон. А корабль, на котором ты приплыл, стал для тебя средством. Так и пост является одним из средств, которое даровал нам Господь, чтобы мы к нему могли приблизиться. А цель нашей жизни – быть вместе с Богом.
– Когда появился пост?
– Пост – ровесник человечества. По словам святителя Василия Великого1, он был установлен Богом ещё в раю. Когда Он сказал человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; от дерева же познания добра и зла не ешь от него; ибо в тот день, в который вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. II, 17)
– Зачем Бог даровал пост человеку, чтобы ограничить его?
– Напротив! Чтобы освободить.
|
||
|
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «Бог, лишь только создал человека, тотчас отдал его на руки посту, ему поручил его спасение, как нежной матери и наилучшему наставнику»2. Воздержание – это путь ко спасению. Пост – это педагог, который не ограничивает человека, а обогащает и развивает его.
– Геронда, пост необходим?
– На этот вопрос тебе вновь отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Если же пост необходим в раю, то гораздо более вне рая; если лекарство полезно прежде раны, то гораздо более после раны; если оружие было нужно нам еще до начала войны с похотями, то гораздо более необходимо споборничество поста по открытии такой брани со стороны похотей и демонов».3
В раю пост был дан человеку в профилактических целях. После грехопадения – он служит в целях терапевтических.
– Какие задачи можно решить с помощью поста?
|
||
|
– По словам преподобного Максима Исповедника, пост умерщвляет дурные желания. Также он умягчает сердце (преподобный Симеон Новый Богослов). Святитель Григорий Палама пишет, что пост и воздержание помогают завершить всякое благое начинание. А святитель Иоанн Златоуст признаётся в своей любви к посту: «Люблю пост, ибо он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости».
– Как мы должны поститься?
– Пост – это духовное лекарство. При этом воздержание должно быть не только телесным, поститься должен весь человек в своём психосоматическом единстве. Послушай, что говорит по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь врага, помирись, если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Пусть постятся не одни уста, но и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Пусть постится и слух. А пост слуха состоит в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, если мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?».
– Каким образом мы снедаем наших братьев?
– Клеветой и осуждением, в основе которых лежит нехватка любви к нашим ближним.
– Благодарю вас, отче. Вы мне очень помогли.
– Благодарить нам следует Бога, который просветил наших святых. Да дарует нам Господь Свою Благодать, а Пресвятая Богородица хранит под Своим покровом. И не будем забывать, что главная задача поста – даровать нам жажду быть вместе с Богом.
|
||
|
Источник:agioritikesmnimes.blogspot.ru
1"Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост - не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт. II, 17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания".
2Святитель Иоанн Златоуст «Беседы о покаянии». Беседа Пятая «О посте, также о пророке Ионе, Данииле, и о трех отроках, сказана перед наступлением святого поста».
3Там же.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии