Следы прошлого: Арсениев монастырь в Великом Новгороде
Отечественное историческое достояние существует не только в виде сохранившихся архитектурных сооружений, художественных произведений или археологических артефактов. Оно заключено и в нашей памяти о тех объектах культуры, которые до нашего времени не дошли или дошли в сильно искажённом, фрагментарном и неузнаваемом виде. Даже сами памятные места, связанные с историей когда-то находившихся там монастырей или детинцев, стоявших там храмов, палат или острогов, входят в наше общее культурное пространство, определяют собой наш культурный уровень и нашу гражданскую идентичность. Это места нашей памяти, нашей связи с отечественной культурой и общей историей нашего народа. Сохранение культурного на-СЛЕДИЯ должно включать в себя и сохранения таких СЛЕДОВ прошлого. Те места памяти, которые хранят в себе видимые или невидимые свидетельства нашего общего культурного опыта, которые связаны с деятельностью «гениев места», должны быть выявлены, описаны и сохранены. И это ещё одно специфическое направление деятельности команды «Российских древностей».
Мы уже описывали такие места со следами утраченных памятников (смотрите, например, наш материал о фундаментах Пантелеимонова монастыря под Новгородом ). Сегодня в продолжение этой темы предлагаем вам материал о бывшем Арсениевом монастыре в Великом Новгороде.
Среди множества старых новгородских монастырей один отличался своим особым географическим расположением – совсем рядом с Торгом и Ярославовым дворищем, напротив Детинца, на самом берегу Волхова. Сейчас это ул. Никольская, дом 2. Раньше здесь проходила небольшая улица Михайловка, граничившая с владением знаменитого новгородского «гостя» боярина Фёдора Дмитриевича Сыркова, строителя и ктитора нескольких знаменитых новгородских монастырей (в том числе – и, собственно, Сыркова монастыря).
В 1562 году Фёдор Сырков предлагает свою помощь в устройстве обители благочестивому новгородскому кожевнику Амвросию, который вёл строгую подвижническую жизнь и, кроме того, принял на себя подвиг юродства. Согласившись с предложением Сыркова, Амвросий принимает монашеский постриг с именем Арсения (правда, Л. А. Секретарь полагает, что постриг случился только в 1566 году) и приступает к строительству монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Монах Арсений, прославленный позже в лике преподобных (память 12 июля ст. ст. / 25 июля н. ст.), родился около 1500 г. в городе Ржеве в семье кожевника. В молодом возрасте лишившись отца, он женился на девице Марии, но через 5 месяцев после бракосочетания решил отречься от мира и тайно ушёл из Ржева в Новгород, где начал трудиться на кожевенном производстве. Здесь на него и обратил внимание Фёдор Сырков.
Преподобный Арсений Новгородский. Икона ХХ в.
Небольшой монастырь преподобного Арсения был построен рядом с палатами самого ктитора, на правом берегу Волхова, у моста. Новгородская III летопись сообщает: «Въ лѣто 7070. <…> Того же лѣта поставленъ бысть въ Великомъ Новѣградѣ, на Ярославлѣ дворищѣ монастырь Рождество пресвятыя Богородицы, нарицается Арсенiевъ монастырь, храмъ древянъ». Приняв монашество и став фактическим настоятелем своего монастыря, Арсений не перестал юродствовать; зимой и летом он ходил в рубище, носил вериги, передвигался по городу почти бегом, часто сидел, глубоко задумавшись, на мосту через Волхов, а добрые новгородские дети прибивали его одежду гвоздями к мосту.
Восточная линия построек на месте бывшего Арсениева монастыря. Фото: Сергей Аванесов, июнь 2018
Известно предание (разумеется, отчасти легендарное) о столкновении преподобного Арсения с Иоанном Грозным. После того, как зимой 1570 года опричное войско под личным руководством царя разгромило и ограбило Новгород; после жестоких массовых казней новгородцев, обвинённых в измене, вместе с их семьями; после зверского убийства Малютой Фёдора Сыркова царь Иоанн пожелал устроить свою резиденцию в том месте, где находился монастырь преподобного Арсения. Явившись к святому, самодержец с кротким видом предложил ему известную сумму денег (видимо, только что отнятых у местных жителей, лежащих теперь на дне Волхова); Арсений обличил царя-душегуба, от денег отказался и место не освободил. Царь вскипел, но смирился и отстал. Однако летом того же года, собираясь в погромный поход на Псков, Иван IV снова посетил преподобного Арсения, дабы испросить его благословения на очередную «зачистку» и взять его с собой, – как многие предполагали, чтобы предать его на месте «вящему мучению» на устрашение других. На это преп. Арсений многозначительно сказал царю: «Завтра я готов в путь с тобою и буду неотступен от тебя во Пскове». Наутро 12 июля 1570 г. преподобный скончался в своей келье, а царь был настолько поражён его кончиной и его скрытой угрозой присутствовать при его запланированных злодействах, что снял свою опалу с псковичей и не стал их казнить.
Отпевание блаженного с почестями совершил Александр – будущий архиепископ Новгородский, а тогда наместник Юрьева монастыря. Арсений был погребён на берегу Волхова, на том месте, где в последние годы жизни он пребывал в затворе. После обретении мощей преподобного над ними была построена каменная часовня, а потом и деревянная церковь Рождества Христова с приделом во имя св. Леонтия, епископа Ростовского.
Известны две редакции Жития преп. Арсения Новгородского, в котором изложена его праведная жизнь и перечислены его посмертные чудеса. Первое из таких чудес, описанное в Житии ранней редакции, – это спасение жены благочестивого новгородца Ивана Мартынова. Переправляясь через Волхов на плоту, она поскользнулась и упала в воду. Сильным течением её затянуло под плот. Находясь в отчаянном положении, женщина взмолилась преподобному Арсению и неведомо как оказалась на другом плоту.
Постройки на месте бывшего Арсениева монастыря. Вид с юго-запада. Фото: Сергей Аванесов, апрель 2024
В 1607 году Арсениеву монастырю дана была жалованная царская грамота «на ругу», то есть на государственное содержание. По сообщению архимандрита новгородского Антониева монастыря Амвросия, описи начала XVII века отмечали «в сем монастыре строения: 1) две церкви деревянные а) во имя Рождества Христова и б) во имя Рождества Божия Матери; 2) келья Игуменская и четыре братские деревянные, а под ними земли длиною 16, поперег 4 сажени, да подле острогу келья пустая длиною и шириною по 6 сажен; анбар с сушилом; монастырь в длину порожнаго места от келей до анбара 35, а поперег 20 сажен; у святых ворот на монастыре же порожнаго места в длину 8, поперег 6 сажен. В монастыре был тогда черной Поп, да 9 человек старцев».
До 1722 года все монастырские постройки оставались деревянными и страдали от пожаров и наводнений. Церковь Рождества Христова горела не менее двух раз. Вместо неё после пожара 1722 года была сооружена кирпичная («каменная») часовня, где и установили раку с мощами преподобного Арсения. Часовня была приписана к Юрьеву монастырю, который устроил здесь своё подворье. Семь лет спустя, в 1729 г. часовня была преобразована в церковь Всех Святых, а в 1787 году снова стала часовней: 21 января по инициативе митрополита Гавриила мощи преподобного Арсения были из неё вынесены и помещены в соборном храме Кириллова монастыря на Нелезене. В южной паперти собора в 1792 г. был устроен специальный придел в честь преп. Арсения. В 1812 году для мощей святого была изготовлена золочёная бронзовая рака. Часовня же, как пишет архимандрит Амвросий, «в 1808 году усердием и иждивением Новгородского купца Петра Петрова, сына Куделина, по возобновлению покрыта листовым железом, глава на ней обита белою жестью и кругом часовни сделаны деревянные перилы». Сам же Арсениев монастырь был упразднён ещё в 1764 году. В 70-е годы XVIII века по его территории была проложена Большая Арсениевская улица, которую позднее переименовали в Ново-Николаевскую (ныне улица Никольская).
Храм Иверской иконы Божией Матери. Дореволюционная фотография. Источник: Великий Новгород. Энциклопедический словарь, с. 312
Часовня, которая в народе получила название «Арсениевской», дважды ремонтировалась и перестраивалась на пожертвования местных купцов. После сильного наводнения 1899 года, в результате которого в стенах часовни образовались трещины, её разобрали до основания и на её месте в 1906 г. выстроили новую каменную церковь, освящённую в честь Иверской иконы Божией Матери. Во внешнем оформлении храма были использованы некоторые мотивы русской архитектуры XVII века. Именно это здание, сильно искажённое поздними перестройками и утратившее своё оригинальное завершение, дошло до нашего времени, отмечая собой то место, где стоял древний Арсениев монастырь.
Сохранившаяся часть храма Иверской иконы Божией Матери. Вид с северо-запада. Фото: Сергей Аванесов, июнь 2020
В 1945–1946 гг. церковь вместе с примыкавшими к ней строениями была передана в ведение НКВД. Затем здание долгое время находилось в ведении городской автоинспекции. Сейчас тут располагается Образовательное учреждение № 36 Федеральной службы исполнения наказаний.
Сергей Аванесов
17 мая 2024 г.
Источник: "Российские древности"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии